Июль 1940-го
Помню нашу со Сталиным дискуссию по картине «Моя любовь»1. Смотрели мы ее вдвоем. То, что картина не нравится Сталину, я заметила где-то на середине. Сталин хмурился и все посматривал на меня, словно ждал, что я захочу прекратить просмотр. Но мне хотелось досмотреть картину до конца. Не могу назвать «Мою любовь» шедевром, но это определенно хорошая картина. Хороший сценарий, написанный нашим другом И.Л.2, хорошая работа режиссера, хорошая актерская игра. Пусть исполнителям главных ролей немного не хватало опыта, но это компенсировалось старанием. Чувствовалось, что они крайне серьезно, со всей ответственностью поработали над образами своих героев.
— Такое впечатление, будто эту картину снимали где-то во Франции, — сказал Сталин.
Я поняла, что Сталин хочет сказать. Картина буржуазная, а не советская.
— Почему? — спросила я.
На мой взгляд, дело обстояло иначе. Советская картина, никакая не буржуазная.
— Все надуманно, неестественно, не по-советски. — Сталин поморщился. — Занимаются черт знает чем, вместо настоящего дела дурака валяют. Сами придумывают проблему, чтобы потом ее решать!
— А у меня создалось другое впечатление, — ответила я. — Наверное, это разница женского и мужского восприятия.
— Что за разница? — заинтересовался Сталин. — Нельзя ли поподробнее?
Картина, насколько я помню, была не очень длинной, час с небольшим, а обсуждали мы ее не менее двух часов. Разобрали всех героев, разобрали сюжет, обсудили игру актеров. Получилось нечто вроде судебного процесса, на котором Сталин выступал в роли обвинителя, а я — в роли защитника. Не знаю, удалось ли мне переубедить Сталина на самом деле, или же он просто сделал вид, что согласился с моими доводами, потому что настало время ужина, а за столом Сталин споров не любил. Хочется думать, что переубедила. Понимаю, почему картина вызвала такую реакцию. На фоне дел и забот Сталина дела героев «Моей любви» действительно казались пустячными. Ну и сама интрига с выдачей ребенка сестры за своего была немного надуманной, это так.
Примечания
1. «Моя любовь» — мелодраматический фильм, снятый режиссером Владимиром Корш-Саблиным по сценарию Иосифа Прута на киностудии «Беларусьфильм» в 1940 г.
2. Иосиф Леонидович Прут (1900—1996) — советский драматург и сценарист.