«Веселые ребята» (1933—1934)
Рассказывают, что на следующий день после знакомства режиссер Григорий Александров пригласил Любовь Орлову в Большой театр на юбилейный вечер Леонида Витальевича Собинова, посвященные 35-летию его творческой деятельности. На празднестве были показаны третий акт «Лоэнгрина» и две картины из «Евгения Онегина» в исполнении лучших артистов Большого театра, после этого состоялось чествование выдающегося тенора — третьего, после Шаляпина и Ермоловой, обладателя звания народного артиста республики.
После вечера был банкет, но Орлова и Александров на него не остались. Допоздна гуляли по городу, разговаривали. Во время прогулки Александров рассказал о своем будущем фильме «Джаз-комедия» (рабочее название «Веселых ребят») и предложил попробоваться на роль Анюты. Предложение было заманчивым. Когда Люба прочитала сценарий, то просто загорелась этой ролью. Но первые фотопробы оказались неудачными. Александров был удручен. Прекрасное лицо, все черты правильные, но на фото нос получается слишком большим, а щеки впалыми. Ее снимали снова и снова, меняли освещение, в результате получились фотографии, которые устраивали всех. Артистку утвердили на роль Анюты. Она была счастлива. Знакомые ей говорили, что гонорар слишком маленький, но интуиция подсказывала ей, что такой шанс упускать нельзя. Любу даже не смущало то, что скорей всего придется отказаться от работы в театре. Съемки фильма должны были начаться осенью в черноморских Гаграх, и пришлось бы надолго забросить репетиции в театре. Немирович-Данченко не любил, когда актрисы его театра снимались в кино. Приходилось выбирать. В течение года Орлова совмещала работу в театре и кино. На киностудии Люба познакомилась с Фаиной Раневской. В то время Раневская работала в Камерном театре. Несмотря на разницу в возрасте — Фаина была старше на восемь лет, они быстро почувствовали взаимную симпатию. Когда Раневская узнала, что Немирович-Данченко не пускает Орлову на юг, где должна была сниматься «Джаз-комедия», она сказала: ''Да плюньте вы на этих жоржетт и серполетт! Вы же рождены для кино, там с вами некому тягаться''».
Тогда Люба решила окончательно уйти из театра, а Фаину Георгиевну, которая дала ей стоящий совет, стала называть «мой добрый фей». Позднее актрисы подружились, у них были очень теплые отношения, их судьбы будут связаны много лет.
Некоторые сцены фильма снимали летом в Подмосковье. В первоначальном сценарии предполагалось, что Костя Потехин, главный герой, должен верхом на быке выехать за ворота усадьбы. Начались поиски подходящего быка. Приехали в один колхоз. Спрашивают:
— У вас тут есть большой красивый бык?
— Есть бык, — ответил крестьянин. — Как не быть быку! Вон он там стоит.
— Ну-ка, дедушка, подведите нас поближе.
— Не, я до него не хожу.
— Почему?
— А он уже двоих забодал.
Подумав, Александров сказал:
— Да, этот бык не годится. По цвету не подходит.
Гриша! — удивился Утесов. — У нас же не цветной фильм.
Все равно, — решительно сказал режиссер. — Цвет не тот. Поехали в другое место.
Со съемками этого эпизода связана трагикомическая история. Эпизод был переписан, снимать его должны были на «Мосфильме». Подходящего быка нашли, привезли на студию, а Утесов категорически отказался садиться на него. Отказываться от такого выигрышного эпизода не хотелось. На выручку режиссеру пришла Орлова, она добровольно вызвалась оседлать животное. Села на него лицом к хвосту и начала лупить веником. Животное взбрыкнуло, и сбросило артистку на землю. Орлова получила травму и почти месяц пролежала в больнице. Окончание сцены пришлось снимать потом — Анюта вскакивала и прогоняла быка прочь.
Как и было запланировано, осенью съемочная группа отправилась в Гагры. Поселились в гостинице «Гагрипш». Под южным небом группа жила интересно, весело и безмятежно. Местные грузинские начальники устраивали в честь гостей пышные застолья и поездки в открытых автомобилях по горным дорогам. На съемочной площадке Орлова чувствовала себя как рыба в воде. На съемки Орлова приехала со своим гражданским мужем-австрийцем. Режиссер Александров тоже был с женой, Ольгой Ивановой, и сыном. Но во время съемок стало очевидно, что Любу и Григория Александрова связывают не только рабочие отношения. Страсть захватила обоих. Произошло объяснение между Орловой и австрийцем. Он уехал в Москву, а потом и к себе на родину. Отношения Александрова с женой тоже оставляли желать лучшего, они были на грани развода. Позднее развод все-таки состоялся, и Ольга Иванова вышла замуж за другого.
От природы Орлова шатенка, но режиссер ориентировался на западных кинозвезд, и ей пришлось покрасить волосы в платиновый цвет. Перемена оказалась к лучшему, и это отразилось на сценарии фильма. Из второстепенной героини Анюта превратилась почти в главную героиню, по ходу съемок для нее дописывали некоторые сцены.
Творческая группа находилась под обаянием Орловой. Артистка Елена Тяпкина, которая играла роль хозяйки виллы, матери Елены (в титрах она названа мачехой), вспоминала: «Работать с нею было легко и приятно. Она была партнером, о котором можно только мечтать. И атмосфера, которая царила на съемках, во многом была обязана доброму и светлому нраву Л. Орловой».
Во время съемок в Гаграх были арестованы авторы сценария Николай Эрдман и Владимир Масс. Потеря была весьма ощутима. Но съемки продолжались. Настроение, конечно было весьма унылым, глядишь, могут вообще фильм запретить. Орлова тоже тяжело переносила случившееся. Беспокойство она пыталась заглушить вином. Позднее ходили разговоры, что Александрову пришлось лечить ее от алкоголизма... Но скорей всего, слухи были явно преувеличены.
Съемки фильма продолжались до конца 1933 года. Но на большой экран картину выпустили не сразу. То ли из-за печальной судьбы сценаристов, то ли по другой причине. Прошла зима. Картину видел только узкий круг специалистов. И отзывы были не очень лестными. О картине говорилось, что очень уж легковесная тематика, слишком несерьезно: джаз, пьяное стадо, драка музыкантов. В такую эпоху надо затрагивать более важные для общества проблемы.
Когда картина еще не была закончена, ее показали Сталину. Он одобрил фильм:
«Очень веселая картина. Я как будто месяц в отпуске провел. Будет полезно показать ее всем рабочим и колхозникам. Это то, что надо».
Пятого августа в Венеции открылась вторая международная выставка кинематографических искусств — так тогда назывался ставший затем традиционным кинофестиваль, один из самых престижных в мире. В основную советскую программу были включены четыре фильма: документальный «Челюскин», «Гроза», «Петербургская ночь» и «Веселые ребята». Получился своеобразный бенефис Орловой — она снималась в двух картинах из четырех.
Все фильмы были хорошо приняты и зрителями, и прессой, не скупившейся на хвалебные отзывы. Советская подборка завоевала «Золотой кубок выставки», а музыкальная комедия вообще произвела фурор. Картину стали продавать за границу, и там она пользовалась успехом.
Премьера «Веселых ребят» состоялась только 25 декабря 1934 года в «Ударнике» — первом в СССР звуковом кинотеатре. И как говорится, на следующий день Орлова проснулась знаменитой! С этого момента ни одна советская артистка не могла с ней соперничать по популярности. Фильм был отпечатан фантастическим для того времени тиражом — 5337 копий! Зрители толпою шли на «Веселых ребят», имена исполнителей главных ролей были у всех на устах.