Кинозвезда всесоюзного масштаба (1934—1941)
В 30-х годах XX века кино было одним из немногих культурных развлечений в Советском Союзе. В кино ходили семьями, наряжались не менее старательно, чем в театр. Перед началом сеанса в кинотеатре часто можно было услышать вопрос: «Нет ли лишнего билетика?». Актеры, снимавшиеся в фильмах, почти мгновенно становились кумирами миллионов, им подражали, их имена были у всех на слуху: Игорь Ильинский, Борис Бабочкин, Михаил Жаров, Борис Чирков... Первой актрисой, заслужившей всенародную любовь, стала Любовь Орлова.
11 января 1935 года в честь 15-летия советского кинематографа было принято постановление ЦИК СССР «О награждении работников советской кинематографии». Были отмечены 87 человек и кинофабрика «Ленфильм». Орловой присвоили звание заслуженной артистки РСФСР, Александров награжден орденом Красной Звезды. На вручении награды «всесоюзный староста» М.И. Калинин пошутил: «За храбрость и смелость в борьбе с трудностями кинокомедии».
В январе 1934 года Александров и Орлова расписались в ЗАГСе. После этого Любовь переехала к мужу в квартиру на Страстном бульваре. Образ жизни известной пары был светским. Их часто приглашали на разные торжества: юбилеи, премьеры, вернисажи. Часто они бывали на правительственных приемах. Вскоре Любовь Орлова познакомилась со Сталиным. Вождь был удивлен тем, какая она оказалась маленькая и худенькая. «Это режиссер Александров во всем виноват, — пошутила Любовь Петровна, кивнув на стоявшего рядом мужа. — Совсем замучил меня». Генсек с деланным возмущением погрозил ему пальцем: «Товарищ Александров, не забывайте, что Орлова у нас одна. Беречь надо. Если с ее головы упадет хоть волосок, мы вас хорошенько накажем».
Этот разговор быстро стал достоянием всей страны. Каждый рассказчик старался добавить от себя что-нибудь. В окончательном варианте Сталин якобы говорил Александрову: «Если будете ее мучить, мы вас повесим (или по другой версии, расстреляем).
Еще одна популярная легенда, кочующая из одной публикации в другую, говорит о том, что при первой встрече Сталин спросил у Орловой, какое у нее самое заветное желание. На что артистка якобы сказала, что хочет узнать о судьбе первого мужа. Через несколько дней Любовь Петровну принял высокопоставленный чин из ОГПУ, сообщил, что Берзин находится в ссылке в Казахстане, и при желании она может с ним воссоединиться. На что Орлова якобы промолчала.
История маловероятная, так как известно, что в это время Андрей Берзин уже находился в Москве и работал в Наркомземе СССР. Да и Орловой, скорей всего, в год первого громкого успеха не очень хотелось знать о судьбе первого мужа. У нее было много новых забот. Новый супруг подыскивал для нее подходящий сценарий, где для Любы нашлась бы роль, в которой она могла блеснуть всеми гранями своего таланта, умением петь, танцевать, играть драматические переживания.
Александрову понравилась пьеса «Под куполом цирка», написанная Ильфом и Петровым в соавторстве с Катаевым. Эта комедия легла в основу киносценария, по которому Александров и поставил фильм. Назвал он его «Цирк», позаимствовав название у своего друга Чарли Чаплина. Великий комик поставил лирическую трагикомедию «Цирк» за несколько лет до этого, в 1928 году. Авторы без труда переделали пьесу в киносценарий.
Александров создавал вторую музыкальную комедию «под Орлову». Фильм делался с учетом специфических возможностей актрисы. Григорий Васильевич в этом фильме соединил два традиционных, любимых зрителями жанра: комедию и мелодраму. Рассказать трогательную историю, разжалобить публику и одновременно повеселить. Эксперимент оказался успешным. Любовь Петровна играла в «Цирке» с большим воодушевлением. Она чувствовала, что эта роль может принести ей известность и любовь сотен тысяч простых зрителей. Никакого сравнения с театром.
Во время съемок не обошлось без досадных случайностей. Во время съемок эпизода, в котором главная героиня Марион с ребенком на руках убегает от расистов, Любовь споткнулась и до крови разбила колени. Вторая травма была серьезнее. Одна из сцен предусматривала танец Марион на маленькой, диаметром 75 сантиметров, площадочке, венчающей ствол пушки. Она находилась на высоте четыре метра. Конечно, были натянуты страховочные сетки. Но предусмотрели не все. Внутри пушки были софиты, которые освещали актрису снизу. И никому не пришло в голову, что лампы, включенные на полную мощность, накалят стекло, на которое, по сценарию, Марион после исполнения танца должна сесть, имитируя игру на банджо. Во время съемок, присев на эту площадку, Орлова почувствовала сильную боль от ожога. Нужно по достоинству оценить профессионализм актрисы. Преодолевая боль, она не скомкала, ни на секунду не сократила отрепетированную сцену; чтобы не сорвать дубль, сыграла все до конца. Позднее Любовь Петровна подтрунивала сама над собой, говоря, что после ожога «два дня в туалете орлом сидела».
Премьера фильма состоялась 23 мая 1936 года в Зеленом театре ЦПКиО имени Горького. Зрители по достоинству оценили прекрасную игру Орловой. Такого сумасшедшего успеха не ожидал никто. Это был ее триумф. С этого времени на долгие годы словосочетание «Любовь Орлова» стало привычным для всех категорий кинозрителей, да и, пожалуй, всех советских людей. Можно было не видеть фильмов с ее участием, но ее имя было известно всем. Миллионы женщин не жалели усилий, чтобы хоть немного быть похожими на любимую артистку. У психиатров даже появился термин — «синдром Орловой», который означал патологическую страсть пациенток, стремившихся подражать актрисе. «Под Орлову» стриглись, копировали ее походку, улыбку, прищур. Ее не просто любили, а боготворили!
Через год один из операторов «Цирка» Б. Петров сделал документальный фильм-концерт «Наш цирк», в котором использовал фрагменты фильма Александрова. Иногда эту картину включают в фильмографию Орловой, но нужно учесть, что специально для нее актриса не снималась.
Александров задумал снять еще один фильм. Решил остановиться на художественной самодеятельности. Тема интересная, актуальная. Партия поощряет развитие народного творчества, да и в художественных фильмах тема еще не отражена. В соавторы режиссер пригласил своего оператора Владимира Нильсена, человека остроумного, с хорошим вкусом. Вскоре после премьеры «Цирка» Александров и Нильсен поехали в командировку по республикам Закавказья. В сентябре отправились на предоставленной киностудией яхте на Урал, где выбирали места для будущих натурных съемок, там же они знакомились с местной художественной самодеятельностью. К написанию сценария подключили и драматурга Николая Эрдмана, который в то время жил в Калинине.
Для работы над фильмом вновь были привлечены композитор Дунаевский и поэт Лебедев-Кумачев. После успешной совместной работы над «Веселыми ребятами» и «Цирком», с легкой руки Эйзенштейна, троицу: Александров, Дунаевский и Лебедев-Кумач стали называть «орловскими рысаками».
Пока готовился сценарий нового фильма, Любовь Орлова успешно концертировала.
В 1937 году Орловой и Александрову, как и другим основным создателям «Веселых ребят», выделили дачный участок в подмосковном поселке Внуково — гектар прекрасного зеленого массива: с деревьями и кустарниками. Рядом находились участки Дунаевского, Утесова и Лебедева-Кумача. Александров привез из Америки проект загородного домика. Строительство дачи проходило под присмотром Орловой.
20 июня 1937 года съемочная группа фильма «Волга-Волга» отправилась на натурные съемки на нескольких пароходах по Москва-реке к Оке. В Горьком (так с 1932 года стали называть Нижний Новгород) были проведены первые съемки. Затем киношники отправились на Каму, после этого переместились к Перми. Съемки проводили и на Волге. В октябре и ноябре уже на Московском море и канале Москва — Волга досняли всю необходимую натуру. По ходу съемок письмоносице Дуне, которую играла Любовь Орлова, нужно было прыгнуть в воду. Но печальный опыт скачки на быке в «Веселых ребятах» и танец Марион на раскаленной пушке в «Цирке» удержал актрису от необдуманного шага. В этом эпизоде Орлову заменила дублерша. Все остальное в фильме она делала сама.
24 мая 1937 года в Париже открылась Всемирная выставка. Кроме всего прочего Советским Союзом на ней были представлены шесть художественных фильмов. Лучшим из них был признан «Цирк». Иностранцы были от него в восторге. Советские зрители тоже полюбили его. За год картину посмотрели 28 миллионов зрителей.
Фильм «Волга-Волга» затрагивал социальные проблемы, он получился более злободневным, чем, скажем, «Веселые ребята». В то же время картина очень веселая. «Волга-Волга» — один из немногих фильмов, которые были безоговорочно приняты Сталиным. Он смотрел ее бессчетное количество раз, часто цитировал остроумные реплики из фильма.
1938 год для Орловой и Александрова начался с радостного события. Они переехали в новую четырехкомнатную квартиру в Глинищевском переулке, дом 5, квартира 103, на шестом этаже.
1 апреля Орлову наградили орденом Трудового Красного Знамени как «исполнительницу роли Мэри в кинокартине ''Цирк''». Теперь и в титрах фильмов, и в публикациях, наряду с титулом заслуженной артистки, ее фамилию будет сопровождать еще одно немаловажное уточнение — орденоносец.
«Волга-Волга» вышла в прокат 24 апреля. Но для журналистов и критиков просмотры состоялись чуть раньше. Отзывы в прессе стали появляться в конце марта. В них игра Орловой превозносилась для небес. Известность актрисы приняла немыслимые масштабы. Стоило ей приехать на гастроли в какой-нибудь город, за ней сразу тянулся шлейф поклонников и поклонниц — дежурили возле гостиницы, где останавливалась актриса, ждали после концертов. В нее были влюблены мужчины всех возрастов. Женщины во всем подражали любимой артистке. Почитатели ее таланта заваливали Орлову мешками писем, которые адресовались очень просто: «Мосфильм», Любови Орловой. К сожалению, обстоятельства сложились таким образом, что большая часть писем бесследно пропала.
В эти годы Орлова выступала с концертами по всей стране. Это были и бесплатные выступления, и так называемые афишные, за которые актриса получала гонорар, порой немалый. 10 июня 1938 года в газете «Советское искусство» появилась небольшая заметка «Недостойное поведение». В ней говорилось, что Любовь Орлова за каждое свое выступление требует от организаторов по три тысячи рублей. Сумма по тем временам астрономическая. Максимальная ставка гонорара не должна была превышать 750 рублей. Надо отметить, что деньги актрисе нужны были для строительства дачи, которое шло полным ходом.
1 февраля 1939 года Любовь Орлову как «исполнительницу роли письмоносицы в кинокартине ''Волга-Волга'', награжденную ранее орденом Трудового Красного Знамени» наградили орденом Ленина.
Следующий фильм, в котором снялась актриса, был не похож на александровские музыкальные комедии. В картине «Ошибка инженера Кочина» режиссера Александра Мачерета она выступила в непривычном амплуа — отрицательной героини, иностранной шпионки Ксении Лебедевой. Критики по достоинству оценили драматический талант Орловой, но зрители хотели видеть ее веселой и жизнерадостной. Да и сама она оценивала свою работу в этом фильме, как не совсем удачный эксперимент, и в интервью и статьях об этой роли не упоминала.
В 1939 году умер отец Любови Орловой Петр Федорович. Евгения Николаевна, мать актрисы, переехала жить к ней, в новую квартиру.
В 1940 году на экраны вышел фильм Александрова «Светлый путь». Любовь Орлова сыграла в нем ткачиху Таню Морозову. Фильм неоднозначный, с политическим подтекстом. Критики и зрители признали роль Тани Морозовой очень удачной. Хотя по-настоящему качественным в фильме можно назвать только один эпизод — тот, в котором героиня Орловой показывает самостоятельную работу на 160 станках. И, конечно же, прекрасная музыка Дунаевского. В остальном явно просматривается наигранность, подгонка под образ и стиль. Сталин не был восторге от фильма, но его выпуск разрешил. Считается, что даже название фильму, вместо предполагаемого «Золушка», тоже выбрал сам Генсек.
Премьера «Светлого пути» прошла 8 октября 1940 года в московском кинотеатре «Художественный». Примерно в это же время Любовь Орлова получила очередную награду — юбилейный значок «XX лет советской кинематографии».
В своей биографии Любовь Орлова всегда говорила, что роль ткачихи Тани Морозовой в «Светлом пути» была ее последней работой перед войной. Это не совсем так. Актриса весной 1941 года снялась в эпизодической роли итальянской певицы Паулы Менотти в картине режиссера Григория Рошаля «Дело Артамоновых», снятой по мотивам известного романа Максима Горького.