Кино. Первые шаги (1932—1933)
Можно сказать, что с кино отношения у Орловой поначалу складывались не самым лучшим образом. Еще в годы учебы в консерватории, когда она подрабатывала в кинотеатрах тапером, все эти мелодрамы и трюковые ленты набили ей оскомину. Как только необходимость в такой подработке отпала, Орлова долго вообще не ходила в кино.
В 1931 году она впервые увидела звуковые фильмы. Качество звука было ужасным, временами он пропадал совсем, из-за шипения и хрипов почти невозможно было понять, что говорят герои кинокартин. Разочарование Орловой было довольно сильным. Однако сама идея была очень интересной. Театральные артисты в то время по-разному относились к кино. Одни считали его так, забавой-однодневкой, не воспринимали кинематографию как искусство, другие, напротив, считали эти эксперименты очень перспективными. Для некоторых театральных актеров идея сниматься в кино была очень заманчивой. Сколько зрителей может увидеть тебя в театре, даже за год, и сколько человек посмотрят на тебя за один вечер в кинематографе? Никакого сравнения. В кино соглашались сниматься многие известные личности. И Маяковский снимался, и Шаляпин, и Вахтангов, и Михаил Чехов.
Однажды подруги по театру уговорили Любу сходить на кинопробы. Конечно, она переживала, нервничала. Ей казалось, что от желающих отбоя не будет, что толпы людей будут осаждать кинофабрику. Люди, действительно, были, ей даже пришлось от стоять небольшую очередь. О том, что произошло потом, Любовь Орлова часто потом вспоминала с улыбкой на встречах с почитателями своего таланта. История и вправду получилась интересной. Люба думала, что нужно будет показать свои артистические способности, готовилась, вспоминала уроки мастерства, которые давала ей Телешева, все, чему научилась в театре... Все оказалось гораздо проще. Человек, который проводил отбор (его имя осталось неизвестным для истории), окинул Любу взглядом, попросил повернуться в профиль, анфас. Подошел вплотную, пристально посмотрел на ее лицо и воскликнул: «Это у вас всегда так?!». Оказалось, что маленькая родинка на носу, на которую Люба никогда не обращала внимания, стала самым серьезным препятствием к кинокарьере актрисы. Режиссер заявил, что на экране она вырастет до «размеров автобуса», и никак невозможно сниматься в кино с таким неисправимым дефектом внешности. Люба расплакалась и выбежала из кабинета... На этом бы и закончились бы попытки Орловой попасть на большой экран, если бы не случай.
На Московской кинофабрике нашелся человек, не побоявшийся «страшной родинки», 33-летний режиссер Борис Юрцев. К тому времени он уже поставил три фильма: две трагедии — «Оторванные рукава», сценарий которой написал в соавторстве с «пролеткультовским» знакомым Иваном Пырьевым, и «Твердый характер», и комедию «Изящная жизнь». Четвертый фильм назывался «Любовь Алены». Борис Иванович пригласил Орлову на роль Эллен Гетвуд, жены американского инженера. К сожалению, этот фильм не сохранился, и о его содержании можно только догадываться по редким воспоминаниям или газетным заметкам того времени. Несмотря на то, что уже начали снимать звуковые фильмы, этот был снят в «немом» формате. Незатейливый комедийный сюжет: деревенская женщина Алена приехала вслед за мужем на большую стройку в город. Поначалу ей все кажется непривычным, но постепенно она втягивается в городскую жизнь, становится активисткой, и уже не хочет возвращаться в деревню. Орлова играла роль жены иностранного специалиста, которой в общем-то в Советском Союзе не очень нравилось. Для съемок Любовь использовала свои наряды, которые покупал ей австриец, и выглядела настоящей иностранкой. Он вышел на экраны 10 апреля 1934 года. Но вскоре после этого фильм Юрцева был уничтожен. Сохранилось полтора десятка фотографий, на двух из них можно увидеть и Любовь Орлову. Позднее актриса никогда не упоминала «Любовь Алены» в своем послужном списке. Возможно, потому что зрители этот фильм практически и не увидели.
В 1933 году советское кино массово перешло «на звук». К тому времени Орлова уже освоилась на кинофабрике, стала своим человеком. Кто-то рассказал о ней режиссеру Григорию Рошалю, и ее пригласили на роль Грушеньки в фильме «Петербургская ночь». Сценарий фильма по мотивам повести Ф.М. Достоевского «Неточка Незванова» написали Серафима Рошаль (младшая сестра режиссера) и Вера Строева (его жена). Съемки в этом фильме дали Орловой опыт работы на съемочной площадке. Режиссер пригласил ее как танцующую и поющую актрису, и она успешно справилась с поставленной перед ней задачей. Но съемки закончились весной 1933 года, и Орлова вернулась в театр. К тому времени зрители уже знали и любили ее, шли на «Периколу» и «Корневильские колокола» для того чтобы посмотреть на эффектную и темпераментную актрису.
Немирович-Данченко как-то в кругу коллег сказал, что творческий успех артистов определяется тремя факторами — талантом, трудолюбием и случаем. Первые два качества у Орловой были, а случай не заставил себя ждать. 23 мая 1933 года после спектакля за кулисы к ней пришел Петр Вильямс, автор многих декораций Музыкального театра. Рядом с ним стоял молодой мужчина, голубоглазый, светловолосый, с неотразимой улыбкой. — Люба, познакомьтесь, — представил его Вильямс. — Григорий Александров, или попросту Гриша, кинорежиссер.
«Я увидела голубоглазого золотоволосого Бога, и все было кончено», — позднее так об этой встрече вспоминала актриса.
Роль Грушеньки в фильме «Петербургская ночь»
Любовь Орлова и Григорий Александров