Театр и кино (1947—1960)
Жизнь Орловой можно разделить на три этапа: первый — до кино, второй — кинематографичный («рубежами» этого этапа могут послужить картины «Веселые ребята и «Весна»), третий этап — возвращение на театральные подмостки. Действительно, после триумфального восхождения на советский кинематографический Олимп Любовь Петровна решила вернуться в театр. Причин было достаточно. Время для кинематографа было сложным, да и играть молоденьких энтузиасток ей уже было как-то не с руки — все-таки пятый десяток разменяла.
Художественным руководителем театра имени Моссовета в то время был известный театральный режиссер Юрий Завадский. С его бывшей женой, Ириной Анисимовой-Вульф, работавшей там же режиссером, у Любови Петровны были очень теплые отношения. Ирина Сергеевна собиралась ставить в руководимом бывшим супругом театре спектакль по пьесе К. Симонова «Русский вопрос». Любови Петровне она предложила сыграть Джесси Смит, жену главного героя. В роли Гарри Смита — Ростислав Плятт.
Премьера спектакля состоялась 6 мая 1947 года. Газеты пестрели одобрительными откликами. 29 июня в «Правде», главной газете Советского Союза, была напечатана обстоятельная рецензия на постановки «Русского вопроса» в трех театрах: Малом, имени Моссовета и имени Евг. Вахтангова. Особенно была отмечена игра Любови Орловой в роли Джесси: «Сложный образ Джесси нашел замечательную исполнительницу в лице Л. Орловой. Это первая роль, сыгранная талантливой актрисой советского кино на театральной сцене, и театр им. Моссовета может порадоваться успеху такой ''дебютантки''. Много человечности и очень тонкого мастерства в игре Л. Орловой. Выразительными штрихами раскрывает она психологию женщины, попытавшейся как бы заново начать свою жизнь, найти место в жизни — конечно, в своем, очень узком, ограниченном понимании мира. Теплые краски находит актриса для изображения растущей любви Джесси к Смиту». Это была несомненная победа. Актриса добилась очередного творческого успеха.
Примерно пять лет в театре Орлова играла только в одном спектакле. Параллельно продолжала ездить с концертами по Советскому Союзу. В 1949 году Александров снял еще один фильм с Любовью Петровной в главной роли. Сценарий картины «Встреча на Эльбе» был написан по пьесе братьев Тур и Льва Шейнина «Губернатор провинции». Снимался он в Риге и Кенигсберге, за год до этого ставший Калининградом. В картине рассказывалось о последних днях Второй мировой войны, когда советские солдаты встретились со своими американскими союзниками. Орлова играла американскую разведчицу Джанет Шервуд. Эта роль значительно отличалась от того, что артистка делала в кино раньше, — она была свободна от пения и музыки. Позднее Орлова говорила, что эта роль много дала ей как драматической актрисе, часто в интервью она называла роль Джанет одной из самых любимых. В этом фильме героиня Орловой отрицательный персонаж. Джанет в исполнении Орловой вышла холодной, эгоистичной, честолюбивой, а главное — холеной, красивой, нарядной. В этом фильме Орловой все к лицу — прекрасная прическа, замечательные наряды. Артистка предстает здесь зрелой дамой, не моложе своего реального возраста, но выглядит гораздо сексуальнее, чем прежние, одетые и причесанные как попало Дуни и Анюты. Любовь Петровна радовалась своему прекрасному внешнему виду не меньше, чем хорошей игре, ибо незаметно подкралось время, когда ей овладело страстное желание во что бы то ни стало выглядеть молодой женщиной — не просто красивой, а именно молодой. На экраны фильм вышел 16 марта 1949 года. У зрителей он пользовался успехом.
В начале марта 1950 года Орлова как исполнительница одной из ролей во «Встрече на Эльбе» была награждена Сталинской премией первой степени. В этом же году ей было присвоено звание «народной артистки СССР».
Следующим фильмом, в котором снялась Любовь Орлова, стала картина режиссера Григория Рошаля «Мусоргский» о жизни известного композитора. Роль оперной певицы Мариинского театра Юлии Федоровны Платоновой, которую играла Орлова, небольшая, но интересная. Это был первый цветной фильм, в котором снималась Орлова. К сожалению, возможности в полной мере проявить свой талант актрисе не представилось. Фильм вышел в прокат в 1950 году и был благосклонно принят зрителями и критиками.
Еще один фильм-биографию с участием Любови Орловой в 1951 году снял Григорий Александров. В этот раз была выбрана биография другого композитора — Михаила Ивановича Глинки. Орлова играла роль сестры великого композитора Людмилы Ивановны. И вновь у актрисы не было возможности полностью проявить свой талант, фактически весь фильм она играла роль няньки при известном брате. Оба фильма чересчур прямолинейные, примитивные диалоги и современному зрителю вряд ли понравились бы.
Сталин оценил «Композитора Глинку» довольно высоко. Да и в советской прессе благоприятных отзывов было достаточно. Особенно хвалили игру народной артистки Орловой. Зрители отнеслись к фильму с прохладцей, шли, когда больше нечем было заняться. А за рубежом «Композитор Глинка» получил несколько скромных наград: приз иностранных критиков лучшему фильму на международном кинофестивале 1953 года в швейцарском Локарно, почетные дипломы на фестивале в Эдинбурге и Неделе мирового кино в Мехико.
Биографические фильмы популярности Орловой не добавили. Но зрители хорошо помнили ее прежние работы, она по-прежнему оставалась народной любимицей. Ей по-прежнему писали письма. На некоторые актриса отвечала. Например, она вела оживленную переписку с комсомольцами треста «Башмедьстрой», находящегося в башкирском городе Сибай. Молодежь из Зауралья была настолько покорена доброй реакцией артистки на свои письма, что обратилась с ходатайством в исполком городского совета назвать одну из улиц именем Орловой. Их просьбу удовлетворили. Ее именем там же назвали Дом культуры. Гастрольные поездки с концертами, творческими вечерами позволяли Орловой держаться на плаву.
Летом 1952 года случилась очередная напасть. Сталин организовал ряд показательных процессов над московской «золотой молодежью» — детьми высокопоставленных тузов и шишек, прожигателями жизни. После фельетона в «Комсомольской правде» к таким надолго приклеился ярлык «плесень». В тюрьме оказался и сын Григория Васильевича от первого брака, Дуглас-Василий Александров. У Любови Петровны с ним всегда были натянутые отношения, а после того, как тот устроил на даче бурную вечеринку, они окончательно испортились. Григорий Васильевич опасался, что арест сына отрицательно скажется на его положении. Дуглас просидел в тюрьме почти год, и за все это время отец навестил его всего один раз. Неприятная ситуация разрешилась благодаря глобальным событиям — в марте 1953 года умер Сталин. Вскоре Дугласа выпустили из тюрьмы.
С 1933 года Орлова официально числилась актрисой студии «Мосфильм». Хотя записи в трудовой книжке, которая находилась в отделе кадров, иногда менялись — актриса Государственной студии киноактера, актриса Театра киноактера, но эти изменения происходили автоматически в соответствии со всякими административными пертурбациями, суть же оставалась одна и та же — киноактриса. Параллельно она четыре года (1945—1949) числилась певицей концертной организации «Гастрольбюро». Осенью 1954 года она официально перешла в театр имени Моссовета, в котором была задействована в спектакле «Русский вопрос» с 1949 года.
Следующей театральной ролью Орловой стала роль Лидии, жены главного героя в спектакле «Сомов и другие», поставленном в 1953 году по мотивам произведения Максима Горького. Пьесу можно отнести к разряду тех произведений, которые милы начальству, а не народу. Для зрителей в ней мало интересного. «Сомов и другие» является драматической иллюстрацией к нашумевшим процессам «вредителей». В пьесе не столько показана вредительская деятельность, сколько саркастически высмеивается идеология «врагов народа», ставших диверсантами, саботажниками, агентами иностранных разведок.
В 1955 году в театре поставили поставили пьесу «Лиззи Мак-Кей» по пьесе Жан-Поля Сартра «Почтительная проститутка». Любовь Петровна играла в ней главную героиню Лиззи. Позднее она называла эту роль одной из самых любимых. Театральные критики единодушно признали игру Орловой в «Лиззи Мак-Кей» настоящей актерской удачей, ее первым настоящим достижением на сцене. На одном из юбилейных спектаклей в июне 1962 года присутствовал сам автор. Сартр был восхищен игрой Любови Петровны. Он наговорил актрисе массу комплиментов и несколько раз сказал журналистам, что из всех известных ему исполнительниц роли Лиззи Мак-Кей Орлова — лучшая.
В этом спектакле у артистки была большая физическая нагрузка: почти три часа импульсивная, крикливая Лиззи мечется по сцене в туфлях на «шпильках». До поры до времени Орлова выдерживала. Но 11 мая 1957 года после спектакля она почувствовала себя очень плохо: сильная головная боль, головокружение. Врачи категорически запретили ей не то что играть — вставать с постели. Почти месяц Любовь Петровна провела в подмосковном клиническом санатории «Барвиха».
После болезни Любовь Петровна быстро вошла в привычный ритм жизни. «Давно не приходилось видеть такой естественной непринужденности, такой легкости и грации, такого подвижного темперамента, как у этой замечательной актрисы. И сколько правды в ее Лиззи!» — восторгался критик рижской газеты «Советская молодежь». Это было написано 2 августа 1961 года, когда спектакль шел уже шестой сезон, миновало почти 300 представлений.
Еще одна заметная театральная роль Орловой в классической драме «Нора». Спектакль был поставлен в театре имени Моссовета в 1958 году по пьесе Генрика Ибсена «Кукольный дом». Актрисе удалось очень точно передать характер главной героини, все тонкости ее душевных переживаний.
В 1960 году на экраны вышел фильм «Русский сувенир», снятый Александровым. Любовь Орлова играла в нем инженера Варвару Комарову. Картина была воспринята негативно и критиками и зрителями. Все восторгались тем, как выглядит Любовь Орлова, но критиковали сам фильм.
Одной из самых удачных театральных ролей Орловой, безусловно, была роль Патрик Кемпбелл в спектакле «Милый лжец», который поставлен по пьесе Джерома Килти «Милый лжец. История в письмах» в театре в 1963 году. На тот момент актрисе исполнился 51 год, но Орлова всегда тщательно скрывала свой возраст. После премьеры «Милого лжеца» на все вопросы о возрасте, Любовь Петровна стала отвечать словами своей героини: «И мне никогда не будет больше тридцати девяти лет, ни на один день!». Режиссером этого спектакля, как и предыдущей работы «Лиззи Мак-Кей», стал Григорий Александров.
Премьера «Милого лжеца» в переводе Эльзы Триоле состоялась 16 мая 1963 года в Ленинграде, в Выборгском дворце культуры. Публика приняла его восторженно, артистам пришлось выходить на поклоны 25 раз!