Интересные факты
Однажды, когда Любови Петровне было уже за семьдесят, с ней произошел приятный случай, про который актриса охотно рассказывала знакомым. Она переходила улицу в неположенном месте, как вдруг милиционер закричал ей: «Девушка, остановитесь!»
В тот момент Орлова была готова стерпеть любую грубость, выслушать любые нравоучения, заплатить любой штраф — настолько она была благодарна стражу порядка за подобное обращение.
* * *
Перед игрой в спектакле «Перикола», на котором Григорий Александров впервые увидел Любовь Орлову, на концертном платье актрисы окотилась кошка. Редкостная удача! Особенно если учесть, что это случилось прямо перед выступлением. Ее успокаивали, сказав, что это — хорошая примета, и ее ждет большое счастье. Наверняка в тот момент это было слабым утешением. Как она вышла из положения, никто не рассказывает, но концерт все же состоялся. Если вспомнить о том, что в то время Любовь Орлова встречалась с австрийским/немецким импрессарио/инженером Францем, то особой проблемы с заменой платья не должно было быть.
* * *
На съемках «Веселых ребят» произошел трагикомический случай. По сюжету, в одной из сцен главный герой Костя должен был оседлать быка, чтобы выгнать его из усадьбы «Черный лебедь». Но Леонид Утесов категорически отказался это делать. Тогда на помощь пришла Любовь Орлова. Она храбро вскочила на быка и начала нахлестывать его веником. Конечно, тот не вынес такого обращения, взбрыкнул, и актриса кубарем скатилась на землю. Получив травму, Орлова почти месяц провела в больнице имени Склифосовского. Доснимали эпизод позже, и по свидетельствам очевидцев, на крупных планах вместо быка уже выступал сам режиссер Григорьев. «Я была влюблена в Александрова как кошка, — вспоминала Орлова. — Могла, если надо, с пятнадцатого этажа прыгнуть. Я и на быка прыгнула мигом. Когда до меня дошло, что я наделала, испугалась. Тогда только и упала».
* * *
Во время съемок второй музыкальной комедии режиссера Александрова Орлова опять получила травму. Несчастный случай произошел во время работы над ставшей знаменитой сценой, когда героиня Орловой Марион Диксон танцует на пушке. В ствол четырехметрового бутафорского орудия поместили мощный осветительный прибор, а на жерло — платформу диаметром 75 см из закаленного стекла. Исполнив чечетку на стекле и песенку со словами «Я из пушки в небо уйду, диги-диги-ду», актриса должна была сесть на эту платформу. Но никто не подумал о том, что стекло, если включить прожектор, к тому моменту станет горячим! Актрисе пришлось садиться в тонком прозрачном трико на пышущую жаром платформу. Как только дубль был снят, актриса закричала. С ожогом третьей степени мягких тканей задней поверхности бедер ее увезли в больницу. Говорят, в кругу друзей актриса подшучивала: «После этих съемок я долго ходила в туалет в позе орла».
* * *
Вторая неприятность случилась на съемках эпизода, который снимался на станции Суково (ныне — Солнечная), когда Диксон, спасаясь от разъяренной толпы расистов, бежит со своим чернокожим ребенком к уезжающему поезду. Она должна успеть вскочить на ступеньку вагона в последний момент. Во время дубля Орлова споткнулась и растянулась на земле. Кукла-ребенок отлетел на несколько метров в сторону. Актрисе помогли подняться. Коленки ободраны, чулки в лохмотья, платье порвано. Орлова оборачивается: «Ну что, ребенок-то хоть жив?!»
* * *
Любовь Орлова отлично играла на фортепиано, и в начале 20-х годов у нее была единственная возможность зарабатывать деньги — она устроилась на работу в кинотеатр тапером.
* * *
Если присмотреться внимательно к эпизоду фильма «Цирк», в котором Марион Диксон (Любовь Орлова) танцует на пушке, а потом летит на Луну, то можно увидеть, что она отбивает чечетку в туфлях на высоких каблуках, а на луне оказывается в обычных балетках. Такой казус объясняется просто. Изначально героиня Орловой Марион просто должна была исполнять несколько балетных па, и только когда эпизод был снят, Дунаевский и Лебедев-Кумач придумали песенку «Диги-диги-ду». Эпизод пришлось переснимать. А на обувь зрители не обращали внимания.
* * *
Орлова готовить не любила, она всю жизнь сидела на диетах. Но каждое утро вставала раньше мужа и сама готовила ему завтрак. Приводила себя в порядок (даже дома актриса не позволяла себе ходить в халате и без макияжа), после чего шла на кухню. Однажды, уезжая в другой город на гастроли, Любовь Петровна возложила почетную миссию готовить для Александрова на свою внучатую племянницу.
* * *
«Любочка очень долго рассказывала мне, как, сколько и что нужно приготовить, — смеется, вспоминая, Нонна Голикова. — Нужно было строго в 08:45 утра разбудить Григория Васильевича и ровно через 20 минут подать ему в столовую завтрак: яичницу с помидорами и кофе. Жарить блюдо следовало определенное время и варить кофе точно по указанным минутам. Количество кружочков помидоров тоже было оговорено! Волнуясь и желая не подвести Любочку, я полночи не спала — репетировала на кухне. А потом уснула на диване в гостиной. Проснулась от голоса Александрова: ''Вставайте, завтрак готов!'' Вскочила. Шел одиннадцатый час утра. На столе в столовой — приготовленный Григорием Васильевичем завтрак. Я взмолилась: ''Прошу, не говорите Любочке, что я проспала!'' Александров улыбнулся. И сохранил историю в тайне».
* * *
Детей у Любови Орловой не было. «Однажды мы обсуждали с ней эту тему, — признается Нонна Голикова. — И она сказала мне: ''Знаешь, дети — это постоянное чувство страха. Поначалу опасаешься, нормально ли проходит беременность, затем боишься родов, и всю жизнь — за ребенка. Мне этого не нужно''». Александров на вопрос о детях, которые так и не появились у них, отвечал: «Сначала Любочка не хотела иметь детей, а потом уже и времени не было». Орлова же на этот вопрос реагировала неизменно: «Мой муж и есть самый главный в моей жизни ребенок!»
* * *
В своей книге «Чарльз и Спенсер, или Светлый путь» Кушниров приводит такой эпизод из жизни Любови Орловой. В 1939 году после парада физкультурников в Кремле был устроен грандиозный прием, на который были приглашены Орлова и Александров. На нем Любовь Петровна исполняла песни из своих фильмов. Когда она пела песню про Волгу из картины «Волга-Волга», Сталин подпевал ей. После этого было устроено застолье. Любовь Орлова поднялась, чтобы произнести тост в честь вождя, навстречу ей бросились охранники. Стали мгновенно оценил обстановку, остановил ретивую охрану и сказал: «Говорите, товарищ Орлова! Мы вас внимательно слушаем. Говорите сколько хотите! Будем все стоять и слушать...» Естественно, все — и члены Политбюро и зал — поняли эти слова, как нужно. Встали и слушали.
* * *
В Риге, в июне 1941 года Александров и Орлова представляли свой новый фильм «Светлый путь». Здесь их и застало известие о начале войны. Началась срочная эвакуация. Они должны были вернуться в Москву на поезде. На вокзале толчея, суета, а Орлова пропала, бросила мужу: «Сейчас вернусь» и убежала в неизвестном направлении. Вернулась буквально за несколько минут до отправки поезда с новой шляпкой. Оказывается, за пару дней до этого она присмотрела ее в одном из рижских магазинов. Нужной суммы с собой не было, и она попросила отложить покупку на сутки. Но вспомнила об этом только усевшись в поезд. Всю дорогу, несмотря на бомбежку, Орлова беспокоилась за свое приобретение, боялась, что сломается главная прелесть шляпки — перо.
* * *
Актриса во время войны часто ездила с концертами на фронт. Во время одной из поездок произошел трагический случай. После концерта офицеры попросили Орлову сфотографироваться с ней. После нескольких снимков кто-то предложил ей попозировать на обломках фашистского самолета, которые были неподалеку. Актриса согласилась, встала на крыло, потом на хвост самолета. Один из офицеров увидел, что какая-то железяка перекрывает кадр и стал оттаскивать ее в сторону. Раздался взрыв. Офицер остался жив, но ему пришлось ампутировать ногу. А снимок сохранился.
* * *
«Шкаф Орловой так забит, что моль не сможет там жить — ей будет тесно», — шутила про свою подругу актриса Фаина Раневская. Действительно, гардеробом актрисы восторгались и близкие Орловой, и зрители. Платья для нее шили первые портнихи столицы, шляпки она кроила сама, перчатки привозила из многочисленных поездок за границу. Любовь Орлова всегда была одета очень стильно. Все ее вещи были высшего качества. «В юности одними из самых радостных для меня были минуты, проведенные рядом с Любочкой, когда она предлагала: ''Ну что, займемся разборкой отходов?'' — рассказывает внучатая племянница актрисы Нонна Голикова. — Из всех шкафов, тумбочек, чемоданов вываливался на пол баснословный Любочкин гардероб. Вся эта немыслимая гора подвергалась тщательному разбору — примеривалась и обсуждалась каждая вещь в отдельности: ''Это тебе, это тоже тебе, а это, пожалуй, еще мое''. Выдвигались предположения и гипотезы, сыпались волнующие сопоставления, проходил час, другой, третий... Разбирать ''отходы'' было так же интересно, как и их носить. Примеривать самой и видеть, как это делает Любочка. Слушать истории, как и что было куплено, мысленно следовать за ней по их маршруту: Женева — Милан — Рим — Париж — Лондон... И разбирать, выбирать неторопливо и вдумчиво».
* * *
Когда ее друг детства Иосиф Прут уходил на фронт, Любовь Орлова положила в нагрудные карманы его гимнастерки бронированные пластинки. Одна из них позднее спасла ему жизнь, защитив от пули. Сам он позднее таг вспоминал об этом эпизоде: «Были сказаны какие-то бодрые и вместе с тем грустные слова, незаконченные фразы... Неожиданно Любовь Петровна попросила меня спуститься с ней на улицу. Мы сели в их машину, куда-то поехали и остановились у проходной авиационного завода. Любовь Петровна оставила меня в машине, а сама прошла в здание. Скоро она вернулась, держа в руках две пластины из пуленепробиваемой стали. На одной из них была наклеена ее фотография. ''Надпись на карточке прочтете только после Победы!'' — сказала Любовь Петровна. — Затем она вложила пластины в нагрудные карманы моей гимнастерки и благословила меня. Так я и ушел на войну бронированным. 9 мая 1945 года в Праге я вынул обе пластины из карманов гимнастерки. Левая — та, что прикрывала сердце, осталась нетронутой. А в правой оказалась вмятина: пуля (или осколок) уткнулась в нее. Когда я отделил от пластинки фотокарточку, то прочитал на обороте: "Хотя я и кричала на Вас иногда, знайте — это было по дружбе. От всего сердца желаю вам удачи, и чтобы вам было хорошо. Ваша Любовь Орлова"».
* * *
Актриса всегда охотно откликалась на просьбы о помощи. Однажды ей пришло письмо от женщины из одного провинциального городка. В память о погибших на войне муже и двух сыновьях она посадила у дома три тополя. Назвала их по именам, ухаживала, разговаривала с ними. Спустя годы деревья разрослись. В городке решили расширять дорогу и решили срубить тополя. Женщина просила актрису о помощи. Орлова буквально через несколько дней организовала поездку с концертами в этот город и обратилась к чиновникам со сцены с просьбой. Тополя оставили в покое.
* * *
Артист Театра имени Моссовета Евгений Стеблов вспоминал: «Помню, как в нашем Театре имени Моссовета, где мы вместе служили с Любовью Петровной, один рабочий сцены отмечал юбилей, он накрыл стол в репетиционном зале, созвал своих родственников из других городов. Пригласил и работников театра. Из народных артистов к нему пришла только Любовь Орлова. Она со всеми вела себя просто и без пафоса. Много кому помогала. Не случайно Фаина Раневская характеризовала ее так: ''Сказать об Орловой, что она добрая, — это все равно что признать, что Лев Толстой — писатель не без способностей''».
* * *
Молодые артисты Театра имени Моссовета часто обращались к Любови Орловой с просьбой дать денег взаймы. Она не отказывала. Доставая кошелек и отсчитывая деньги, она приговаривала: «Ну, если только на хлебушек, ребята, только на хлебушек!» Не хотела, чтобы молодежь тратила деньги на алкоголь, например, или сигареты.
* * *
Как-то до Орловой дошли слухи, что Александров увлекся одной ассистенткой из своей съемочной группы. Актриса решила проучить соперницу, пригласила всех коллег мужа к себе в гости, чтобы отметить наступающий Новый год. Каким-то только ей известным способом выяснила, в каком ателье интересующая ее девушка заказала себе платье. Приехала туда, увидела материал, из которого пошили наряд сопернице, приобрела точно такой же и за несколько часов до прихода гостей сменила обивку на мебели. Когда гости пришли в квартиру, они, конечно, обратили внимание, что платье у молодой особы точь-в-точь как мебельная обивка. Девушка была сконфужена, а Александров смеялся весь вечер. Говорят, Орлова спросила девушку: «Кем вы работаете?» Та ответила: «Ассистенткой». И Орлова бросила через плечо: «Бывшей ассистенткой». На следующий день девушка действительно была уволена из съемочной группы.
* * *
Любовь Орлова прожила со своим мужем Григорием Александровым сорок два года. Но был случай, когда она ушла от него. По воспоминаниям Нонны Голиковой, однажды Любовь Петровна пришла к ним с чемоданом и заявила, что не вернется к мужу, пока он не напишет для нее сценарий нового фильма. Конечно сценарий был написан, и актриса вернулась к мужу. Речь идет о сценарии последнего фильма Орловой под названием «Скворец и Лира».
* * *
Актриса ненавидела Сталина. Нонна Голикова рассказывает: «Вспоминаю, как в дни, когда умер Сталин, мы всей семьей пришли к Любочке в их дом во Внуково, — говорит Нонна Голикова. — Сели за стол. Разговор зашел о смерти вождя. ''Наконец-то он сдох'', — произнесла Любочка. Я была в шоке, заплакала и даже выбежала из-за стола. Потом бабушка никак не могла меня утешить».
* * *
За год до смерти Любови Орловой сделали операцию. Врачи поняли, что у нее рак поджелудочной железы в последней стадии. Актрисе об этом не сказали, медики показали ей камни, якобы удаленные из желчного пузыря. Но, конечно она обо всем догадывалась. Накануне ее последнего, 1975-го Нового года, Орлову на одну ночь отпустили из больницы домой. И в первый и последний раз актриса и режиссер встретили Новый год не в родном Внукове. Но по внуковской традиции, за несколько минут до наступления Нового года вышли из дома на Бронной и пошли вниз по Тверской. Накануне смерти актриса позвонила мужу домой, куда он недавно вернулся из больницы и попросила приехать снова. Как мог быстро, он собрался, помчался в ЦКБ, но когда вошел в палату, Орлова сказала только: «Как вы долго!..» И, впав в кому, уже не пришла в себя. «Это был единственный упрек, который я от нее услышал за почти сорок два года нашей жизни, — вздыхал Александров. — А все эти сорок два года были годами непрерывного счастья...»
* * *
Первый клип современной российской певицы Алсу «Зимний сон» снимался на даче Любови Петровны Орловой и Григория Александрова во Внуково. В то время интерьер дачи достаточно хорошо сохранился.
* * *
Известно, что Александрову помогал снимать первые короткометражные фильмы (в 1920 — начале 1930-х гг.), в том числе с участием Орловой, известный русский промышленник и меценат А.В. Чичкин. Воистину, знак судьбы: могилы Орловой и Чичкина на Новодевичьем кладбище оказались рядом, а невдалеке — последнее пристанище Г.В. Александрова...
* * *
Интересно, что в институтах Китая, где готовят артистов театра и кино, по сей день изучают творчество Любови Орловой, почетной народной артистки Китайской Народной республики с 1953 года. В Китае народная артистка СССР Л. Орлова выступала перед зрителями в 1948—1955 годах несколько раз. В этой стране столь хорошо были знакомы с ее творчеством, что гастроли обходились без перевода. Более того: в день похорон актрисы в конце января 1975 г. зрители в театрах и кинотеатрах Китая почтили ее память минутой молчания.
* * *
После выхода на экраны музыкальной кинокомедии «Веселые ребята» актриса Любовь Орлова и режиссер Григорий Александров получили звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, к тому же Александров был награжден орденом Красной Звезды, а Леонид Утесов получил в качестве награды фотоаппарат. Конечно, он был обижен, и свои претензии высказал Александрову. С этого времени между ними были очень натянутые отношения. В 1959 году, когда фильм «Веселые ребята» вышел вторично, Александров заменил голос Утесова — песни за него пел мхатовский артист Трошин.
* * *
Во время колорирования фильма «Волга-Волга» применялись самые современные технологии. Часть работы выполнялась специальной программой, так окрашивались основные детали кадра:река стаовилась голубой, трава и листья на деревьях зелеными, а лица людей становились бежевыми. После этого специалисты компании «Формула цвета» вручную, хотя и с помощью компьютерной программы придавали ярким цветам нужные оттенки и изменяли их в зависимости от освещения и ракурса.
С главной героиней фильма, сыгранной Любовью Орловой, мастерам пришлось работать особенно тщательно и довольно долго. Сложно было передать правильный оттенок ее волос, ведь она была, несмотря на сложившееся мнение, не платиновой блондинкой, ее волосы по цветц были ближе к соломенному. И глаза у Любови Орловой были не ярко-голубыми, а с оттенком серого. При работе приходилось учитывать, что при разном освещении волосы и глаза должны играть разными красками — светлее, темнее...
* * *
В одном из эпизодов фильма можно увидеть панораму Красной площади с двуглавыми орлами на кремлевских башнях. В другой сцене на календаре видна дата: понедельник, 29 апреля 1935 года. В октябре того же года двуглавые орлы были демонтированы и заменены на пятиконечные звезды.
* * *
Григорий Александров через три года после смерти Любови Орловой потерял и единственного сына Дугласа, тот скоропостижно скончался от инфаркта в возрасте 63 лет. Через год Александров женился на вдове сына — Галине Крыловой. Говорят, что он поступил так, чтобы все имущество и архивы остались в семье. Но этот расчет не оправдался. Сначала Галина стала полновластной хозяйкой в доме Александрова. Она безжалостно избавилась от всего богатого гардероба известной актрисы, просто выбросив дорогие вещи на помойку. А после смерти Григория Васильевича в 1983 году, постаралась избавиться и от остального имущества, она распродавала драгоценности, раздаривала памятные, уникальные вещи, принадлежавшие Орловой. Галина ненадолго пережила Александрова, а ее сын Григорий, весьма легкомысленный человек, унаследовавший все, что оставалось, после смерти матери, выбросил архивы семьи на мусорку. Он продал квартиру и дачу и уехал за границу, где и умер, не дожив до шестидесяти лет.