• Купить в Москве сервер HP DL160 Gen9 по доступным ценам.
«Встреча на Эльбе (1949)
Оригинальное название: «Встреча на Эльбе»
Жанр: военный
Формат: ч/б, звуковой
Режиссеры: Григорий Александров
Авторы сценария: Лев Шейнин, Петр Тур, Леонид Тур
Актеры: Владлен Давыдов, Константин Нассонов, Борис Андреев, Любовь Орлова, Михаил Названов, Иван Любезнов, Владимир Владиславский, Фаина Раневская, Андрей Петров, Андрей Файт, Юрий Юровский, Геннадий Юдин, Эраст Гарин, Сергей Ценин, Виктор Кулаков, Лидия Сухаревская, Николай Никитич, Рина Зеленая, Харий Авенс, Павел Воробьев
Операторы: Эдуард Тиссэ, Антонина Эгина, Виктор Домбровский, Николай Ренков (комбинированные съемки)
Композитор: Дмитрий Шостакович
Тексты песен: Евгений Долматовский, Василий Лебедев-Кумач
Звукорежиссер: Сергей Минервин
Художник: Алексей Уткин
Монтаж: Ева Ладыженская
Директор: Игорь Вакар
Длительность: 1 час 44 минуты
Язык: русский
Страна: СССР
Производство: «Мосфильм»
Год: 1949
Премьера: 16 марта 1949
Восстановлен: 1965
В картине «Встреча на Эльбе» рассказывается о начале истории взаимоотношений США и СССР в послевоенной Германии на примере двух городов и их комендантов, а также о кознях ЦРУ против СССР.
Любовь Орлова сыграла в этом фильме американскую разведчицу Джанет Шервуд. Еще никогда ее красота не была такой безупречной, ослепительной и опасной, как в этой роли. Это не Золушка, не Принцесса, а истинная Королева, привыкшая к безусловному поклонению и подчинению. Ей достаточно царственного взгляда или надменно-неотразимой улыбки, чтобы добиться всего, что нужно. Именно на этой способности женщины-вамп, женщины-царицы подчинять себе мужскую волю и строится коварный расчет американской разведки.
Сама Любовь Петровна Орлова об этой роли говорила так:
«Последняя роль — Джанет Шервуд в картине ''Встреча на Эльбе'' — представляла для меня особенную трудность. Роль американской разведчицы со всеми ее отвратительными чертами была резко антипатична мне. Я должна была отказаться от всего благородного, симпатичного, советского, что я собирала в окружающей меня жизни, и переключиться на накопление отрицательных черт человеческого характера, присущих людям буржуазно-капиталистического общества. В этом мне помогли впечатления и наблюдения, полученные во время поездок в Иран, Париж, Рим и Германию, где мне довелось видеть типы, подобные Шервуд, и наблюдать, как под внешне обаятельным и красивым обликом скрывается подлая душа. Для этой роли приходилось жертвовать личными интересами, вкусами, привязанностями во имя интересов общего, во имя того, чтобы своей артистической работой помогать разоблачению поджигателей новой войны и участвовать в борьбе за мир. Но мечтаешь, конечно, всегда о ролях положительных героинь, увлекаешься собиранием и накоплением тех замечательных черт нового советского человека, которые каждый день поражают твое воображение... Что может быть прекраснее, чем создание таких образов на основании опыта строительства великого социалистического общества, которое идет уверенно и смело под знаменем Ленина-Сталина вперед к коммунизму».
Сюжет
События фильма происходят в конце войны. Советский командир встречается с западными союзниками. Встреча происходит на Эльбе. Коменданты городов, расположенных в советском и американском секторах, подружились. В фильме показывается жизнь немцев на территориях, занятых советскими войсками, в соответствии с идеологическим заказом советского государства. В конце фильма в советской части обнаруживают и раскрывают нацистский заговор, организованный американцами. Комендант американской части, офицер, верный своему долгу, пытается помешать нацистам, помня, что это их общий враг, но женщина — эмиссар ЦРУ — препятствует ему. В конце фильма, после провала операции, она покидает Германию.
Интересные факты
Фильм «Встреча на Эльбе» стал лидером проката 1949 года. Его посмотрели 24,2 миллиона зрителей.
* * *
Естественными декорациями для съемок фильма, в котором изображался немецкий город Альтенштадт, стали послевоенные руины Кёнигсберга и Тильзита.
* * *
Некоторые сцены, для которых нужна была не разрушенная городская натура, были сняты в Риге, в частности в эпизодах можно увидеть корпуса завода ВЭФ, главный вход на Братское кладбище с фигурами склоненных всадников, собор св. Петра, Академию художеств и Домскую площадь.
Награды и призы
В 1949 году на кинофестивалях в Братиславе и Готвальдове призы за режиссерскую работу в картине «Встреча на Эльбе» получил Григорий Александров.
В 1950 на международном кинофестивале приз в Марианских Лазнях (Григорий Александров).
В 1950 году за работу над фильмом Сталинскую премию первой степени получили Григорий Александров, Любовь Орлова и Эдуард Тиссэ.
О фильме
«Для меня ''Встреча на Эльбе'' — как первая любовь. Григорий Александров — мой первый учитель и ''крестный отец'' в кино. Он в меня поверил, и это меня вдохновляло и окрыляло. Меня пробовали на три роли: немецкого учителя Курта Дитриха, американского майора Джеймса Хилла и полковника Кузьмина. Последняя проба была с Любовью Петровной Орловой. Григорий Васильевич пригласил меня к себе и сказал: ''Дорогой Владик! Нам очень нравятся ваши пробы, но вам всего 24 года, а тут роль полковника. Есть предложение Любови Петровны разжаловать вас в майоры''. Так Любовь Петровна ''разжаловала'' меня из полковников в майоры, и я стал сниматься в этом фильме».
Владлен Давыдов, из книги воспоминаний
«Благородное, симпатичное, советское»
Последняя роль — Джанет Шервуд в картине «Встреча на Эльбе» — представляла для меня особенную трудность. Роль американской разведчицы со всеми ее отвратительными чертами была резко антипатична мне. Я должна была отказаться от всего благородного, симпатичного, советского, что я собирала в окружающей меня жизни, и переключиться на накопление отрицательных черт человеческого характера, присущих людям буржуазно-капиталистического общества. В этом мне помогли впечатления и наблюдения, полученные во время поездок в Иран, Париж, Рим и Германию, где мне довелось видеть типы, подобные Шервуд, и наблюдать, как под внешне обаятельным и красивым обликом скрывается подлая душа. Для этой роли приходилось жертвовать личными интересами, вкусами, привязанностями во имя интересов общего, во имя того, чтобы своей артистической работой помогать разоблачению поджигателей новой войны и участвовать в борьбе за мир. Но мечтаешь, конечно, всегда о ролях положительных героинь, увлекаешься собиранием и накоплением тех замечательных черт нового советского человека, которые каждый день поражают твое воображение... Что может быть прекраснее, чем создание таких образов на основании опыта строительства великого социалистического общества, которое идет уверенно и смело под знаменем Ленина—Сталина вперед к коммунизму.
Л. Орлова. «Зритель и актер советского кино» // «30 лет советской кинематографии». М., 1950