«Нора» (1958)
Оригинальное название: «Нора» («Кукольный домик»)
Жанр: драма
Режиссер: Ирина Анисимова-Вульф
Автор: Генрик Ибсен
Художник: А. Гончаров
В ролях: Нора — Любовь Орлова; Крогстад — Ростислав Плятт; доктор Ранк — Б. Оленин; адвокат Хельмер — К. Михайлов
Театр: Академический театр имени Моссовета
Премьера: 1958
Спектакль был поставлен по пьесе Генрика Ибсена «Кукольный дом» (1879). Любовь Орлова сыграла в нем главную роль.
Пьеса «Кукольный дом» была написана и впервые поставлена в 1879 году. Зрители ее восприняли неоднозначно. Часть зрителей поддерживала Нору в ее стремлении к самостоятельности, другие же обвиняли автора в попытке расшатать традиционные семейные ценности. В первые же годы она была переведена почти на все европейские языки. В России и Франции ее восприняли с восторгом, в Германии по требованию одной из актрис был полностью переделан финал: в новом варианте Нора в последний момент решает остаться в семье. В Австралии спектакль вообще был запрещен. Он затрагивал болезненную для общества тему. Роль Норы входила в репертуар многих известных актрис. Ее играла Элеонора Дузе. В России эту роль играли Мария Савина и Вера Комиссаржевская. На советской сцене в этой роли прославилась Софья Гиацинтова.
В театре имени Моссовета режиссер И. Анисимова-Вульф постаралась всеми способами подчеркнуть именно злободневность «Кукольного дома». Спектакль был направлен против двойной морали, существующей в обществе через много лет после времени, описанного великим норвежцем.
Можно сказать, что Орловой на роду было написано сыграть эту роль. Десять лет назад, после громкого «моссоветовского» дебюта в «Русском вопросе», критик Е. Голышева писала: «Ее Джесси — героиня кукольного дома, почти Нора из пьесы Ибсена, та ''милая куколка'', какой ее представлял себе Гельмер. Джесси-Орлова неспособна на сколько-нибудь глубокие переживания».
В пьесе три действия — в каждом проявлялся разный характер героини: Нора беспечная; Нора мятущаяся, боящаяся разоблачения, и, наконец, Нора бунтующая. Все три ипостаси были блестяще показаны Орловой. Для этого понадобился серьезный труд, ведь играть пришлось одну из сложнейших ролей в драматургии. Поэтому новая удача была особенно дорога.
Сама Любовь Орлова говорила о своей роли: «Я люблю Нору за то, что она сумела перешагнуть через столетие и сегодня звучит современно, за то, что маленькая Нора, эта белочка, жаворонок, находит в себе волю уйти из ''кукольного дома'', от чужого человека, от искусственной жизни».
Сюжет
Главная героиня пьесы Нора представляет из себя обычную буржуазную жену. Она полностью посвятила себя мужу и детям. Она счастлива в своей семье, принимает мнение мужа, как свое собственное. В свою очередь, муж воспринимает ее как маленькую куколку, «поющую птичку», которую нельзя воспринимать всерьез. Она живет в «спасительном коконе», пока внешние силы не разрушают его. На первый взгляд простая пьеса усложняется с каждой минутой. Выясняется, что за несколько лет до этого Торвальд, муж Норы нуждался в помощи. Не поставив его в известность, Нора взяла деньги в долг. Для того, чтобы погасить долги, она втайне от мужа подрабатывает. Она очень гордится тем, что «работает как мужчина». Именно Нора играет главную роль в пьесе. Успех спектакля — или его провал — полностью ложится на ее плечи. Сооветственно, в начале пьесы она, словно ребенок, склонна говорить мужу "маленькую беленькую ложь", полностью веря в способность (и желание) Торвальда сохранить ее спокойствие и безопасность. Но эта вера будет поколеблена, когда Нильс Крогстад, человек, который занял ей деньги, появится на сцене и пригрозит уничтожить ее, если она не отговорит Торвальда уволить его. Впервые в жизни она сталкивается с серьезной проблемой, которую должна решить самостоятельно. Вначале она надеется, что сможет спасти свою жизнь, поставив Крогстада в безвыходное положение и солгав Торвальду, чтобы не дать ему раскрыть ее секрет. По мере того, как она пытается оставить Крогстада ни с чем и скрыть от Торвальда свою дилемму, ее представления о мире начинают рушиться. К концу пьесы мы видим преображение Норы во взрослую женщину, которая полностью осознает цену, которую нужно платить за свое взросление, и которая готова платить эту цену.
Последнее действие в пьесе решающее. Сам Ибсен говорил, что вся пьеса написана ради финальной сцены. Муж вводит взволнованную Нору в комнату. Она уже знает, что обречена на позор — муж обязательно прочтет письмо Крогстада, в котором рассказывается о совершенном ею подлоге. Она надеется на чудо, надеется, что Торвальд проявит смелость и великодушие, но в принципе готова к худшему развитию событий. После неожиданной для нее реакции мужа на письмо — тот предложил делать для окружающих вид, что они по-прежнему живут семьей, но детей будет воспитывать он один, — буквально каменеет, ее немигающие глаза смотрят в пространство перед собой. Она почти не слышит Торвальда, отвечает автоматически, не вникая в смысл собственных слов.
О спектакле
«В созданном ею образе зрители ощущали трепетность и одухотворенность человеческой души, разрывающей путы, связывающие ее с семьей, построенной на лицемерных нормах частнособственнической морали».
А.В. Романов. «Любовь Орлова в искусстве и в жизни»