Оригинальное название: «Цирк»
Жанр: комедия, мелодрама, музыкальный фильм
Формат: ч/б, звуковой
Режиссеры: Григорий Александров, Исидор Симков
Авторы сценария: Григорий Александров, Илья Ильф (Файнзильберг), Евгений Петров, Валентин Катаев
Актеры: Любовь Орлова, Евгения Мельникова, Владимир Володин, Сергей Столяров, Павел Массальский, Александр Комиссаров, Федор Курихин, Сергей Антимонов, Николай Павловский, А. Панова, Б. Карлин, Джим Паттерсон, Марк Цибульский, Альфонс Лутц, Соломон Михоэлс, Николай Отто
Операторы: Владимир Нильсен, Борис Петров (II)
Композитор: Исаак Дунаевский
Тексты песен: Василий Лебедев-Кумач
Художник: Георгий Кривцов
Длительность: 1 час 34 минуты
Язык: русский
Страна: СССР
Производство: «Мосфильм»
Год: 1936
Премьера: 25 мая 1936, 4 ноября 2011 (цветная версия)
Черно-белая версия
Цветная версия
Фильм снят по мотивам комедии «Под куполом цирка», написанной Ильей Ильфом, Евгением Петровым и Валентином Катаевым. Первоначальный сценарий был значительно изменен Александровым, и авторы убрали свои имена из титров.
Москва. 30-е годы. В столичном цирке проходят гастроли иностранных гостей — американка Марион Диксон (Любовь Орлова) и ее партнер по сцене и импрессарио Франц фон Кнейшиц (Павел Массальский) показывают зрителям головокружительный номер «Из пушки на Луну». Представления вызывают восторг у публики, но директор цирка Людвиг Осипович (Владимир Володин) расстроен, ведь артистам приходится платить конвертируемой валютой, да и живут они в лучшей гостинице города. Расчетливый директор прикидывает, сколько можно сэкономить, если такой же номер будут исполнять свои же, советские циркачи. В цирк приезжает воздушный гимнаст Иван Мартынов (Сергей Столяров), который раньше выступал у Людвига Осиповича. Директор обращается к гимнасту с просьбой сделать трюк, подобный тому что показывают зарубежные гастролеры. Мартынов, впечатленный увиденным, обещает создать еще более зрелищное шоу. К созданию механизма, который должен стать основой трюка, привлекается молодой конструктор-любитель Скамейкин (Александр Комиссаров), влюбленный в дочь Людвига Осиповича Раечку (Евгения Мельникова). Интрига усиливается тем, что Мартынов полюбил американку Марион. Она отвечает взаимностью. Кнейшиц, не желающий, чтобы его партнерша покинула его, начинает шантажировать Марион ее чернокожим ребенком. В это же время он старается сорвать номер конкурентов. Все его попытки оказываются безуспешными. Марион находит себе друзей и остается в Советском Союзе.
«Песня о Родине», написанная поэтом В. Лебедевым-Кумачом на музыку Исаака Дунаевского для картины, получила всемирную известность.
Награды
Григорий Александров, Исаак Дунаевский, Любовь Орлова за картину «Цирк» в 1941 году получили Сталинскую премию первой степени.
Интересные факты
Первый показ фильма проходил в Зеленом театре Центрального парка культуры и отдыха в Москве. Рассчитанный на двадцать тысяч зрителей театр не смог вместить всех желающих, настолько велик был интерес к новой комедии Александрова. За соблюдением порядка в день премьеры за порядком следили конные наряды милиции.
* * *
Для Любови Орловой «Цирк» стал поворотным пунктом в ее кинокарьере. Картина сделала ее известной не только в Союзе, но и за рубежом. Актриса вместе с мужем Григорием Александровым стала выезжать за границу, представляя советскую кинематографию в Каннах, Венеции, Риме, Берлине, Женеве и Париже.
* * *
Имя главной героини Марион Диксон — дань популярности знаменитой актрисе и певице Марлен Дитрих. Александров познакомился с ней во время поездки в Америку. Фамилия импресарио — фон Кнейшиц — может быть аллюзией на фамилию Джозефа фон Штернберга, немецкого режиссера, который эмигрировал в США, в фильмах которого снималась Марлен Дитрих (на момент съемок «Цирка» имена этих актрисы и режиссера практически неразрывно ассоциировались).
* * *
Фильм не раз редактировали: в 50-е годы подправили финальные кадры во время исполнения «Песни о Родине», при восстановлении картины в 60-х финальные кадры существенно переделали, картина была переозвучена. Роль С. Столяроваозвучил его сын, Кирилл Столяров, Роль В. Володина — Иван Рыжов, Любовь Орлова переозвучила свою роль сама.
* * *
В начале 1953 года из картины удалили куплет колыбельной на идише, который пел Соломон Михоэлс, убрали даже кадры с его участием. После смерти Сталина эти эпизоды вернули.
* * *
Судя по некоторым источникам, Александров планировал снимать «Цирк» в цветном формате, однако из-за дороговизны цветной пленки остановились на черно-белой.
* * *
В некоторых массовых сценах картины режиссер использовал американский метод: большую часть зрительных рядов в цирке занимали бутафорские куклы. В один прекрасный день это привело к конфузу. В конце утомительной ночной съемки режиссер заметил, что одна из кукол сидит очень близко к камере. Это была крупная пожилая кукла с ярко накрашенными глазами, и постановщик в раздражении бросил:
— Это очень неестественная кукла, пересадите ее куда-нибудь подальше.
— Зачем же меня пересаживать, я и сама перейду, — обиженно сказала кукла, напомнив утомленному режиссеру то, что ряды вокруг арены заполнялись не только бутафорскими фигурами, но и самыми обычными мосфильмовскими статистами.
* * *
В годы войны в знаменитом партизанском соединении Сидора Ковпака единственным и безошибочным паролем для новых, вступавших в него бойцов было... знание песни «Широка страна моя родная» из кинофильма «Цирк». И пароль-песня ни разу не подвел ковпаковцев.
* * *
4 ноября 2011 на Первом канале показали цветную версию фильма. Работы по колоризации вела фирма «Формула цвета». Картина была полностью раскрашена и отреставрирована, пленку очистили от царапин, также улучшили качество звука.
О фильме
«Благородное, симпатичное, советское»
Последняя роль — Джанет Шервуд в картине «Встреча на Эльбе» — представляла для меня особенную трудность. Роль американской разведчицы со всеми ее отвратительными чертами была резко антипатична мне. Я должна была отказаться от всего благородного, симпатичного, советского, что я собирала в окружающей меня жизни, и переключиться на накопление отрицательных черт человеческого характера, присущих людям буржуазно-капиталистического общества. В этом мне помогли впечатления и наблюдения, полученные во время поездок в Иран, Париж, Рим и Германию, где мне довелось видеть типы, подобные Шервуд, и наблюдать, как под внешне обаятельным и красивым обликом скрывается подлая душа. Для этой роли приходилось жертвовать личными интересами, вкусами, привязанностями во имя интересов общего, во имя того, чтобы своей артистической работой помогать разоблачению поджигателей новой войны и участвовать в борьбе за мир. Но мечтаешь, конечно, всегда о ролях положительных героинь, увлекаешься собиранием и накоплением тех замечательных черт нового советского человека, которые каждый день поражают твое воображение... Что может быть прекраснее, чем создание таких образов на основании опыта строительства великого социалистического общества, которое идет уверенно и смело под знаменем Ленина—Сталина вперед к коммунизму.
Л. Орлова. «Зритель и актер советского кино» // «30 лет советской кинематографии». М., 1950