Р. Юренев. «Звезда не меркнет»
«Советский экран». — 1987. № 4. — С. 19.
Совсем недавно в новом фильме популярного режиссера о людях сороковых годов маленький эпизод поразил меня неожиданной радостью: был показан кинотеатр и на его экране такие знакомые, такие волнующие кадры — фабричная девушка, в комбинезончике, над чем-то так задорно, заразительно хохотала, сияя озорными, счастливыми глазами, а потом схватила банку с цветами и вылила себе на голову, чтобы остыть хоть немножко...
Любовь Орлова! Советская Золушка Таня из фильма «Светлый путь»! И сразу живое, чуть ли не осязательное ощущение эпохи моей молодости, горячих тридцатых годов нахлынуло на меня. Как удачно современный режиссер с помощью нескольких кадров старого фильма создал образ уже ушедшего времени! Комедийная актриса своим мимолетным появлением создала этот образ.
И я стал вспоминать.
Во многих игровых и даже документальных фильмах, повествующих о прошлом нашей Советской страны, можно увидеть сегодня кадры с Любовью Орловой. Вот Красная площадь, сияющий солнечный день физкультурного парада и Орлова в белом свитере шагает под звуки песни о Родине — финал фильма «Цирк». Вот ткацкий цех с работающими станками и среди них Орлова, работает под звуки «Марша энтузиастов» — финал «Светлого пути». Вот белые пароходы на только что построенном Московском море и Орлова в капитанской фуражке поет песню о Волге... И всюду нескольких кадров с Орловой бывает достаточно, чтоб обозначить эпоху, чтобы создать острое и точное ощущение времени.
И еще одно, уже совсем личное воспоминание. Керченский полуостров, весна 1942 года, вязкая глина раскисшего аэродрома, фронтовая кинопередвижка привезла новый фильм — «Боевой киносборник № 4». Настроение скверное, не до фильмов. Но мотор все-таки застучал, замелькал свет на плохо натянутом экране, и вдруг дружный, радостный всеобщий возглас: «Батюшки, Стрелка!» Это героиня любимой всеми комедии «Волга-Волга» письмоносица Стрелка на своем стареньком велосипеде перенесена в новый военный фильм. Она развозит фронтовые письма. А потом даже участвует в истреблении вражеского десанта. Наивно, конечно, на быль не похоже, но все мы рады Стрелке, она пришла к нам из светлого мирного времени, она воюет вместе с нами.
Можно смело сказать, что актриса Любовь Орлова, образы, ею созданные, песни, ею спетые, вошли в историю нашей страны, стали знаками эпохи пятилеток, эпохи войны, эпохи восстановления. Не так уж много ролей сыграла Любовь Петровна, но все ее роли запомнились, полюбились.
Прежде всего это комедийные роли советских девушек. Звонкоголосая Анюта из «Веселых ребят», с волшебной быстротой скакнувшая из домработниц на сцену Большого театра. Это Стрелка, почтальон из маленького городка, сочинившая вдохновенную песню. Это Таня, деревенская девочка, ставшая прославленной стахановкой. У каждой свой характер, свое обличье, свои, берущие за сердце, песни. И у всех искрящаяся веселость, пленительная доброта, обаятельная талантливость, неистребимый оптимизм. И мы смеялись не столько над этими героинями, сколько вместе с ними, смеялись от радости, от молодости, от удачи. К этим образам примыкают и более сложные, с элементами мелодрамы, роли американской циркачки Марион Диксон, нашедшей любовь, работу, счастье в нашей стране, а также две роли — ученой и артистки в фильме «Весна». Комедии, созданные режиссером Григорием Александровым, композитором И. Дунаевским, поэтом В. Лебедевым-Кумачом, по-новому решили проблемы положительной комедийной героини, наполнив комедийные ситуации серьезным и ободряющим смыслом.
Но не только комедии. Роль крепостной актрисы Грушеньки и заграничной танцовщицы Паулы в фильмах Г. Рошаля и В. Строевой «Петербургская ночь» и «Дело Артамоновых», резко отрицательная, сатирически решенная роль американской разведчицы во «Встрече на Эльбе» и тихий, лирический образ сестры великого музыканта в «Композиторе Глинке», да и другие комедийные и драматические роли, а также блистательная игра на сцене Театра имени Моссовета и многолетняя концертная деятельность чуть ли не по всей нашей территории, в раззолоченных оперных залах и на дощатых подмостках колхозных станов, в заводских цехах и на палубах броненосцев, в школах, госпиталях, клубах, санаториях и, наконец, на прифронтовых позициях Великой Отечественной войны, принесли Л.П. Орловой всенародную известность, высшие звания и награды и, главное, неиссякающую любовь миллионов зрителей.
Обратитесь к случайному прохожему с просьбой назвать самую яркую советскую кинозвезду. Он ответит: Любовь Орлова.
Звезда! Было время, когда мы ополчались против этого термина, противопоставляли понятие «звезда» понятию «актриса». Неверно это. Звезда — это блистательная, завораживающая, любимая всеми актриса. Она излучает радость, добро, эстетическое наслаждение. Поэтому пусть останется за Любовью Петровной Орловой это сверкающее звание.
Любови Петровне исполнилось бы восемьдесят пять лет. Уже двенадцать лет ее нет среди нас. Но популярность ее не оскудевает. Ее фильмы постоянно идут в кинотеатрах, в клубах, по телевидению. Ее образы включаются в новые фильмы как знаки нашей эпохи, как воплощение нравственности и характеров наших людей.
Звезда Любови Орловой не меркнет.