А. Балиев. «Забвенью вопреки»
«Сударушка». — февраль 2007.
11 февраля исполняется 105 лет со дня рождения выдающейся советской актрисы Любови Петровны Орловой. К этой дате приурочено открытие в Звенигороде, где она родилась и провела детские годы, Культурного центра имени Л.П. Орловой.
Любовь Орлова имела не только актерское образование: она окончила в 1920-х годах Московскую консерваторию по классу фортепиано и вокала, а также хореографические курсы. А до начала своей кинематографической карьеры она была звездой московского мюзик-холла. Поэтому в большинстве киноролей режиссеры использовали все таланты Орловой — это и вокал, и игра на фортепиано, классический балет и эстрадный танец. Актрису зрители полюбили и запомнили прежде всего благодаря ролям в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Весна», «Дело Артамоновых», «Шурик», «Композитор Глинка».
Кстати, многие фильмы с участием Л.П. Орловой попали в опалу уже в середине 1950-х годов. С 1955 года актрису фактически перевели в кадровый резерв Мосфильма, и она была вынуждена работать только в столичных драматических театрах. Но выезжали они на зарубежные гастроли без спектаклей, в которых была занята Любовь Орлова. Оказался в опале и ее супруг, знаменитый режиссер Г.В. Александров. А стартовавшие в конце 1950-х новогодние телевизионные «Огоньки» вообще обходились без артистов «сталинской» поры. После смерти Сталина Орлова впервые снялась в короткометражном художественном фильме в 1958 году.
Как вспоминал Леонид Утесов, Орлова с Александровым решили, что называется, громко хлопнуть дверью перед Хрущевым фильмом «Русский сувенир» (1960 г.). Сквозь причудливую смесь фантастики, «политизированных» метафор и сюжетных нестыковок просматривается завуалированная, но очень жесткая критика деяний Хрущева и ностальгия по сталинской эпохе. Из фильма цензура вырезала кадры с мавзолеем, где была тогда надпись «Ленин, Сталин» и короткий эпизод прилета иностранцев в Сталинград. Сие неудивительно: в октябре 1961-го планировали вынести Сталина из мавзолея и переименовать Сталинград в Волгоград. Советская критика назвала фильм бессюжетным, идейно слабым, поверхностным, пропагандирующим «архитектурные излишества в строительстве в период культа личности Сталина». Кинокартину отправили в архив, а показали ее вновь по телевидению только в 2005 году...
К концу 1960-х у Орловой осталась только одна роль в Театре имени Моссовета — в спектакле «Странная миссис Сэвидж». А ее заявки в 1960-х годах на выступления в столичном Театре-студии киноактера под разными предлогами отклоняли. Только один раз, в начале 1970-х, она была гостьей на ТВ — в кинопанораме режиссера Алексея Каплера.
Опала Орловой и Александрова была предопределена кончиной Сталина, который был поклонником их творчества, часто приглашал к себе на дачу и на приемы. По свидетельствам очевидцев, Сталин часто подпевал Орловой, когда она исполняла любимую песню вождя «Сулико»...
Время, тем не менее, все расставило на свои места. И зрители нового поколения сумеют отличить подделку от подлинного шедевра. Большинство фильмов Григория Александрова, конечно, и сегодня не имеют равных. А Любовь Орлова — гениальная актриса, и ее вклад в историю отечественного киноискусства бесценен.