Б. Виленкин. «Светлый путь»
«Неповторимые мгновения». — М., 1982.
Однажды, когда я был на Дальнем Востоке, я узнал, что во Владивостокском порту стоит океанское судно, названное в честь советской актрисы Любови Орловой.
Я знал ее как замечательного человека, веселого, доброго, на редкость отзывчивого. Еще не очень верилось, что ее уже нет в живых...
Мне захотелось посмотреть на этот корабль-памятник. Начало темнеть, когда я подошел к порту. Среди кораблей я искал «свой», спрашивал о нем моряков.
— «Любаша»? — живот откликнулся один из них. — Стоит у левого причала.
«Любаша»... Надо было слышать, с какой теплотой он произнес это имя...
...Мое знакомство с Орловой относится к 1940 году, когда я работал в операторской группе, снимавшей с режиссером Григорием Александровым фильм «Светлый путь».
Таня Морозова, героиня Орловой, начинает свой жизненный путь прислугой. Ее судьба складывается так, что она приходит на фабрику и становится ткачихой, а потом — инженером.
Помню один эпизод: недалеко от съемочной площадки сидит Любовь Петровна. У ее ног большой моток ниток. Быстрыми движениями пальцев она завязывает узелки.
— Чем вы заняты, Любовь Петровна? — поинтересовался я.
— Завязываю узелки, — ответила Орлова. — На экране моя героиня будет работать у ткацкого станка, и чтобы все выглядело естественным, мне надо научиться быстро завязывать ткацкий узел. Вот и тренируюсь. Дома я уже всю бахрому у скатертей и занавесок испортила, теперь ее не распутаешь... — и актриса рассмеялась.
А потом, когда фильм вышел на экраны, Любовь Петровна рассказывала при встрече:
— Однажды, после просмотра картины на ткацкой фабрике ко мне подошли ткачихи, расцеловали, и одна из них сказала: «Ты наша настоящая ткачиха, и в случае, если у тебя в кино не будет что-нибудь получаться, приходи к нам работать. Мы тебя с удовольствием примем!»
На заре звукового кинематографа Орлова снялась в фильме «Веселые ребята», с которого началась ее совместная работа с режиссером Григорием Александровым. В этом фильме Орлова исполняла роль крестьянской девушки Анюты, ставшей артисткой эстрады.
Джаз-комедия «Веселые ребята» обошла экраны Советского Союза, прошумела на фестивале за рубежом. Чарли Чаплин писал тогда: «Александров открыл для Америки новую Россию. До «Веселых ребят» американцы знали Россию Достоевского, теперь они увидели большие перемены в психологии людей. Люди весело и бодро смеются. Это — большая победа».
В фильме ЮНЕСКО «Лучшие комедии мира» есть и эпизод из «Веселых ребят».
В конце пятидесятых годов я как-то оказался в гостях у Любови Петровны Орловой. Мы сидели за столом и пили чай, и Любовь Петровна рассказывала:
Самое дорогое из воспоминаний детства связано с именем великого певца и артиста Федора Ивановича Шаляпина. В доме Шаляпиных по случаю каких-то празднеств ставили детскую оперетту «Грибной переполох», где я играла роль Редьки. Помню, что после спектакля Шаляпин поднял меня на руки, расцеловал и сказал, что из меня выйдет артистка. Прошло время, я стала солисткой музыкального театра, которым руководил Владимир Иванович Немирович-Данченко.
И вот однажды за кулисами появился кинорежиссер Григорий Васильевич Александров и начал с азартом рассказывать о задуманных озорных сценах его будущего фильма. Я очень заинтересовалась. Мы вместе вышли из театра, продолжая беседовать. Потом бродили по московским улицам, много спорили. Александров предложил мне сыграть Анюту в фильме «Веселые ребята». Я сказала:
«Чувствую, что мы часто будем спорить. Это не помешает работать?»
«Наоборот, поможет!» — ответил он. Ведь в спорах рождается истина!»
И мы спорили до тех пор, пока не поняли друг друга... Вскоре он стал моим мужем...
— А какой эпизод на съемках «Веселых ребят» вам больше всего запомнился?
— Эпизод, в котором я оседлала быка. Сейчас расскажу. Во время съемки смешного момента создалась драматическая ситуация. По сценарию пастуху Косте, не удавалось выгнать быка из дома. И тогда он должен был сесть на быка верхом и направить его к выходу.
Исполнитель этой роли, эстрадный певец Леонид Утесов отказался выполнить этот трюк: Это не моя специальность», — пошутил он. Тогда я робко спросила: «Разрешите мне попробовать? — «Это рискованно! Это опасно! Это не женское дело!» — заговорили вокруг. Но я настаивала и, не получив разрешения, взобралась по лестнице на спину быка. За рога схватиться было опасно: мотнет головой и сбросит. И я решила, что сидеть на быке лицом к хвосту удобнее: можно ухватиться за хвост. Во время съемки я так увлеклась, что не заметила, как стала терять равновесие. Бык почувствовал это и сбросил меня на землю. Я сильно ушиблась и пролежала больше месяца в постели. А эпизод этот идет на экране всего лишь минуту!
— Как же вы решились на такой риск?
— Так вот и решилась! — засмеялась Любовь Петровна. — Считала, что я моя находка поможет комедии. И еще скажу по секрету, меня просил об этом Александров. А тогда, если бы он попросил меня прыгнуть с седьмого этажа, я бы прыгнула...
— А как вы относитесь к своим героиням?
— Люблю своих героинь, как живых людей. Стараюсь, чтобы зрители увидели в моей героине живого человека, а не комедийную маску.
Когда в 1962 году Любовь Орлова и Григорий Александров вернулись из Швейцарии, где они были гостями Чарли Чаплина, Орлова рассказывала:
— В жизни Чарли более оптимистичен, чем в своих фильмах. 32-летие его дружбы с Григорием Васильевичем было отмечено ими своеобразно: как и в первый день их знакомства (которое состоялось в Голливуде на пляже), они решили искупаться. Но вода оказалась холодной.
Такой же холодной в этот день была и атмосфера в Женеве, где заседал Комитет по разоружению. Чаплин тогда сказал: «Я верю, что сторонки мира победят «холодную войну», которая мешает всем людям. Мешает она и нам, художникам, воспевать светлую природу человека, братство и счастье».
Когда Чаплин узнал, что мы с Григорием Васильевичем готовим спектакль «Милый лжец» об английском драматурге Бернарде Шоу и английской актрисе Патрик Кэмпбэлл, которые были близкими друзьями Чаплина, он пришел в восторг и показывал нам, как их надо играть. Эти беседы с Чаплиным помогли нам в работе над спектаклем.
Несколько раз я фотографировал Любовь Орлову в спектакле «Милый лжец».
Сколько было очарования в этой умной женщине, сколько изящества, артистизма, аристократизма даже в том, как она ходила по сцене или просто молчала! А когда Орлова произносила реплику своей героини, миссис Кэмпбэлл: «И мне никогда не будет больше 39 лет, ни на один день!» — в зрительном зале раздавались аплодисменты. И так в каждом спектакле! Эти аплодисменты говорили о восхищении публики талантом актрисы и ее неувядающей молодостью.