А. Красинская. «"Весна" идет, "Весне" дорогу»
«Культура». — 2012. — № 24 (7823).
165 лет назад, в июле 1947 года, в советский прокат вышла музыкальная комедия «Весна». Она стала последней удачной совместной работой творческого дуэта Григорий Александров — Любовь Орлова.
Как вспоминал Александров, первый вариант сценария (по мотивам ревю «Звезда экрана» Александра Раскина и Мориса Слободского) был закончен за два дня до начала Великой Отечественной. А на экраны картина вышла спустя два года после Победы. Немудрено, что столь долго «мариновавшийся» сценарий испытал значительные трансформации. Например, главная героиня картины профессор Никитина — та, что меняется местами с артисткой оперетты Верой Шатровой, — «порхала» с одного вида научной деятельности на другой целых восемь раз. Начинала физиологом, затем превратилась в физика, работавшего со взрывчатыми веществами, и в конце концов, стала «добывать энергию Солнца». Консультантом на картине (в отличие от никчемного Бубенцова в исполнении Ростислава Плятта) работал основатель Института физических проблем, позже — лауреат Нобелевской премии Петр Леонидович Капица.
Сценарий переписывали сначала потому, что шла война, дальше — потому что война закончилась, и наконец, потому что принимавший фильм худсовет нашел в нем дефицит советскости, а авторов — вполне справедливо, хотя и несколько запоздало — упрекнули в подражании Голливуду. Нет худа без добра, в результате сценарий оказался прописанным до мелочей. Даже знаменитые фразы «Красота — это страшная сила» (кстати, цитата из стихотворения Надсона 1883 года под названием «Дурнушка») или «Где бы ни работать, лишь бы не работать» появились не в результате актерских импровизаций, а прямо на бумаге.
Снимали «Весну» не на «Мосфильме» (хотя мосфильмовская заставка, скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», именно в этой картине была использована впервые), а на студии «Баррандов».
Главную мужскую роль в картине исполнил Николай Черкасов. Сниматься именитый актер согласился не сразу. А согласившись, вскоре сильно пожалел. Уже на съемках в Чехословакии, в выходной день, сотрудник советского посольства повез Черкасова, Орлову и Александрова на пикник. По дороге машина попала в аварию. Черкасов лишился нескольких зубов, у Орловой порвалась уздечка между губой и десной, и ей потребовалась срочная операция, а у Александрова оказалась сломана ключица...
Одна из самых ярких работ в «Весне» — домработница Маргарита Львовна. Фаину Раневскую называют «альтернативной звездой» этого фильма, и многие любители сочной актерской игры откровенно предпочитают ее Орловой. А ведь первоначально по сценарию у Раневской был всего лишь один эпизод: ее героиня подавала завтрак своей хозяйке. Кстати, Любовь Орлова считала Фаину Раневскую своим добрым ангелом. Ведь именно та однажды уговорила будущую звезду сниматься в кино, предсказав, что кинематограф станет ее судьбой. Гак оно и произошло. С тех пор Орлова называла Раневскую не иначе как «Мой дорогой Фей».
Была и еще одна, более прозаическая причина того, что Александров пригласил в свою картину Раневскую, Пятта, а режиссером по работе с актерами сделал Анисимову-Вульф. Его обожаемой супруге во время «весенних» съемок было далеко за сорок, и несмотря на все ухищрения, и актриса, и режиссер понимали, что время не пощадит ее красоты. Достойным выходом стала бы работа в театре, и после съемок Орлова планировала поступить в труппу Театра имени Моссовета, где премьерствовали эти актеры и ставила Анисимова-Вульф... «Все, что вы придумаете, останется в картине», — сказал Раневской Александров. Она и придумала — то, что сегодня помнит практически каждый: «Скорая помощь! Помощь скорая! Белая горячка! Горячка белая! Кто больной? Я больной. Маргарит Львович. Лев Маргаритович». Или: «Возьму с собой «Идиота», чтобы не скучать в троллейбусе». Открывает книжку, оттуда на нас смотрит фотография Плятта...
Еще одна королева эпизода — Рина Зеленая — занята всего в одной сцене. Поначалу ее участие и вовсе не планировалось, не было у Александрова «лишних» женских ролей. Но Рина упросила режиссера дать ей... мужскую, поначалу вовсе бессловесную роль гримера. «Губы такие уже не носят!», «Сексапил номер четыре» — эти фразы мы с улыбкой повторяем до сих пор...
— Вы не возражаете, товарищ Александров, если товарищ Жданов сыграет нам что-нибудь из вашей картины, а мы с Любовью Петровной потанцуем? — благодушествовал Сталин после просмотра «Весны». Товарищ Александров, естественно, не возражал. Жданов что-то на слух заиграл из «Весны», а Сталин повел Орлову в танце. С тех пор гости на знаменитых телевизионных «Огоньках» вальсировали чаще всего под ту самую «Заздравную», под которую танцевали вождь и примадонна.
А потом случился Венецианский фестиваль, где Любовь Орлова разделила приз за лучшую женскую роль с Ингрид Бергман. В одном из итальянских таблоидов написали: «Весна» — исключительно честный фильм, потому что там показано, как плохо заводится автомобиль «Победа».
Но разве дело в автомобиле? «Весна» дарила удивительное ощущение того, что жизнь прекрасна, за нами — Победа, которая несоизмеримо важнее, и все, абсолютно все будет хорошо...