Главная страница
Она...
Биография Орловой
Досье актрисы
Личная жизнь
Круг общения Партнеры по фильмам Даты жизни и творчества Кино и театр Цитаты Фильмы об Орловой Медиа Публикации Интересные факты Мысли об Орловой Память Статьи

на правах рекламы

Остекление промышленных зданий цена фасадное остекление здании vitrag-spb.com.

«Пятидесятилетие Г.В. Александрова»

«Искусство кино». — 1953. — № 4.

31 января в Московском Доме кино общественность столицы отмечала пятидесятилетний юбилей одного из выдающихся мастеров советского киноискусства, лауреата Сталинских премий, автора многих любимых нашим народом фильмов, Народного артиста СССР профессора Григория Васильевича Александрова.

В докладе М. Чиаурели был обрисован творческий путь юбиляра, особенности его яркого дарования.

Награждение Г.В. Александрова орденом Трудового Красного Знамени в связи с пятидесятилетием со дня рождения, многочисленные приветствия от общественных организаций, деятелей кино, литературы, театра и музыки — все это. явилось выражением любви, которой окружает советский народ передовых своих художников.

Григорий Васильевич Александров — представитель первого поколения мастеров советского кино, того поколения, на долю которого выпала почетная задача высоко утвердить во всем мире знамя самого прогрессивного и демократического советского искусства.

Начав свой творческий путь с С.М. Эйзенштейном, Г.В. Александров создал вместе с ним «Стачку», «Броненосец "Потемкин"», «Октябрь», «Старое и новое». Эти фильмы отнюдь не были равноценны. Если красное знамя, развевавшееся на мачте мятежного броненосца, возвестило всему миру, что родилась новая, подлинно народная кинематография, несущая зрителям правду о действительности, с ненавистью относящаяся ко всей мерзости капиталистического мира, то в трех остальных фильмах молодые постановщики допустили немало ошибок. Здесь сказались еще формалистические влияния Пролеткульта.

Партия помогла молодым мастерам кино преодолеть допущенные ошибки. Товарищ Сталин, уделявший огромное внимание самому важному и самому массовому из искусств, беседовал с режиссерами вскоре после окончания фильма «Старое и новое», разъяснял их ошибки, указал, что первейшей задачей художника является изучение действительности на основе овладения марксистско-ленинским мировоззрением. Беседа с вождем стала поворотным пунктом в творческой биографии Александрова, определив творческие поиски режиссера и весь его дальнейший путь.

Большой звуковой фильм «Веселые ребята» был первым произведением Александрова, которое раскрыло все своеобразие творчества художника. Этот фильм, принципиально новый по своему содержанию, по своим жанровым особенностям, до сих пор не сходит с экрана, хотя создан почти двадцать лет назад. В этой веселой комедии проявился огромный оптимизм Александрова, его заражающая жизнерадостность, музыкальность и исключительное знание технических возможностей кино. Александров первым из деятелей кино по-настоящему оценил значение музыки. Песни, созданные для этого фильма И. Дунаевским, прозвучали на весь мир; это были первые песни советского кино, с которыми участники наших революционных праздников выходили на Красную площадь. Фильм подкупал яркими остроумными шутками, принимавшими порой гротесковую форму, но всегда содержательными и целенаправленными. Уровень художественной техники, примененной здесь, был настолько высок, что и поныне вызывает восхищение. «Веселые ребята», как и большинство фильмов Александрова, были непривычным произведением для некоторых недалеких критиков, встретивших эту музыкальную кинокомедию в штыки. Однако последнее слово в споре о «Веселых ребятах» принадлежало не им, а народу, зрителям, принявшим и полюбившим картину.

Г.В. Александров. Дружеский шарж худ. Кукрыниксы

За «Веселыми ребятами» последовали «Волга-Волга», «Светлый путь» — фильмы, развивавшие и углублявшие направление, намеченное первой музыкальной комедией Александрова. Оба эти фильма при всей своей комедийной «легкости» несли большое серьезное содержание, отражали важные явления нашей социалистической действительности, беспощадно высмеивали все отсталое, косное, стоящее на нашем пути. Образ зазнавшегося бюрократа «вельможи» Бывалова в «Волге-Волге» — один из самых удачных сатирических образов советского кино.

Несколько обособленное место в довоенных работах Александрова занимает фильм «Цирк». В этом фильме советский художник-интернационалист гневно бичует изуверский американский расизм, противопоставляя ему высокий гуманизм советских людей, готовых оказать поддержку любому честному труженику независимо от цвета его кожи или национальности. С огромной силой и пафосом развита в этом фильме тема советского патриотизма, нашедшая яркое выражение в «Песне о Родине».

Г.В. Александров успешно выступал не только в художественном кино. В 1936 году ему была поручена полнометражная документальная картина «Доклад товарища Сталина о проекте Конституции СССР на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов».

Первым послевоенным произведением Александрова был фильм «Весна». И о нем, несмотря на неудачный, надуманный сценарий, сказались лучшие черты дарования Александрова. Особенно ярко в этом фильме отразилась любовь режиссера к родной Москве, любовь, которой уже были пронизаны многие кадры «Веселых ребят», «Волги-Волги», «Цирка», «Светлого пути». Мастерски, с вдохновением рисует в этой картине режиссер образ столицы первого в мире государства трудящихся, ее новую архитектуру, ее гранитные набережные, ее широкие озелененные улицы.

В «Встрече на Эльбе» Александров обратился к главной теме послевоенной действительности, к теме борьбы советского народа за мир, за дружбу народов, за демократию и социальный прогресс. С едким сарказмом разоблачает фильм политику правителей США, поддерживающих в Западной Германии все фашистские реакционные элементы в надежде использовать их в новой войне. Творческая встреча Г. Александрова с композитором Д. Шостаковичем привела к созданию в этом фильме одной из лучших песен, посвященных борьбе за мир. Эту песню поют сегодня прогрессивные люди на всей земле.

Над «Глинкой» Александров работал несколько лет, проявив зрелость мастера, блестяще сочетающего талант с высоким профессионализмом. Фильм этот не только замечательный памятник гениальному русскому композитору, основоположнику русской национальной музыкальной школы, но и выдающееся произведение о народности искусства, об огромной идейно-воспитательной, силе его воздействия на сознание людей. Слова Глинки «музыку сочиняет народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем» являются внутренней темой фильма, определяют весь его художественный строй.

Александров хорошо знает силу воздействия правдивого искусства и умело пользуется этой силой. В его произведениях драматический сюжет, юмор, шутка, музыка слиты воедино. Все возможности кинематографического синтеза искусств использует он для того, чтобы прославить нашу социалистическую Родину и ее лучших людей, для того, чтобы убить смехом и сатирой пережитки умирающего капиталистического мира.

С огромным мастерством пользуется Г.В. Александров всеми художественно-техническими средствами кино; неслучайно он вел в свое время большую научно-исследовательскую работу по комбинированным и цветным съемкам в ЦИКФИ. Последние годы Г. Александров с увлечением занимается педагогической работой, руководя одной из режиссерских мастерских ВГИК. Как подлинный советский художник, Г. Александров много сил отдает общественной деятельности.

Советский зритель любит фильмы Александрова и с нетерпением ожидает их по явления на экране. Он хочет видеть еще много фильмов Александрова, серьезных и значительных по содержанию, ярких и остроумных по форме, прославляющих советский народ и помогающих ему в героической борьбе за светлое будущее всего человечества.

 
  Главная Об авторе Обратная связь Ресурсы

© 2006—2024 Любовь Орлова.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.


Яндекс.Метрика