М. Александрина. «Юрий Бычков: Очарованный Любовью»
«Подмосковье сегодня». — 13 сентября 2012. — № 165.
Писатель и драматург Юрий Бычков поделился с нашей газетой впечатлениями от встреч с выдающейся актрисой Любовью Орловой.
В Культурном центре им. Любови Орловой в Звенигороде 14 сентября состоится презентация книги Юрия Бычкова «Наша Любовь». Выход книги приурочен к 110-летию знаменитой советской актрисы. Юрию Александровичу посчастливилось близко общаться со звёздной парой советского кинематографа — Григорием Александровым и Любовью Орловой. Он был не просто вхож в их дом, а стал соавтором книги Александрова «Эпоха и кино». Юрий Бычков и сам легендарная личность. Автор идеи и первооткрыватель туристического «Золотого кольца», один из создателей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, известный чеховед, писатель и драматург, ныне ведущий научный сотрудник Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А.П. Чехова, где десять лет был директором. Накануне презентации книги Юрий БЫЧКОВ стал гостем нашей редакции.
— Юрий Александрович, как родилась идея книги и почему она появилась именно сейчас?
— Будучи хорошо знаком с Любовью Петровной, я ни разу от неё не слышал о Звенигороде. В течение нескольких лет, вплоть до самой смерти Любови Петровны, я тесно общался с ней и её супругом. А в нынешнем году, когда на её малой родине в Культурном центре, носящем её имя, проходили юбилейные торжества, меня пригласили в них поучаствовать. После этого вечера предложил на основе своих воспоминаний и книги Григория Васильевича Александрова «Эпоха и кино», литературную запись которой я сделал, создать книгу «Наша Любовь». В Звенигороде эту идею поддержали. И вот уже держу в руках первые экземпляры этой книги. Её выходу будет посвящён специальный вечер-презентация в Культурном центре имени Любови Орловой.
— Как вы познакомились с Любовью Петровной?
— У нашего знакомства есть небольшая предыстория. В своё время я был известен как искусствовед, изучающий творчество знаменитого скульптора Сергея Конёнкова. Писал о нём много статей, мы вместе с ним подготовили книгу «Мой век», которая была издана общим тиражом около двух миллионов экземпляров. После её выхода издательство политической литературы попросило меня сделать подобную книгу с Григорием Васильевичем Александровым об истории советской музыкальной комедии. Вот так я и познакомился сначала с ним, а затем и с Любовью Петровной. Было это в 1973 году.
— Какое она на вас произвела впечатление?
— Несколько дней мы притирались друг к другу с Григорием Васильевичем. Орлову не видел, но вот она появилась. Это было настоящее событие. Первый раз, увидев её, обомлел. Она была небольшого роста, а по фильмам казалась гораздо более высокой. Ведь я ещё мальчишкой смотрел картины с её участием — «Весёлые ребята», «Волга-Волга», «Цирк»... Все эти фильмы воспринимал восторженно. Чудо искусства, да и только. В книге «Наша Любовь» рассказываю о том, что же это было за чудо. Оно состояло в том, что Григорий Васильевич изучал опыт Голливуда. Три года он, Сергей Эйзенштейн и оператор Эдуард Тиссе постигали опыт голливудского кино, которое захватило тогда весь мир, чтобы внедрять его в СССР. Но Александров не спешил подражать Америке, ему хотелось сделать что-то своё — органично соединить джазовую музыку, весёлые репризы и актуальный захватывающий сюжет. Новое советское время давало возможность человеку из низов подняться и к вершинам искусства, и к вершинам науки, и даже стать во главе крупного предприятия. Что стало в общем-то главной темой для Александрова, в полной мере реализовавшего идею музыкальной кинокомедии, фактически создавшего этот жанр без потери социального содержания. Есть и ещё одно обстоятельство, которое стараются не упоминать. По сути, это заслуга не столько Александрова, снявшего эти знаменитые фильмы, сколько Сталина с Горьким. В книге «Наша Любовь» я как раз говорю о том, что если бы не участие этих двух исторических личностей, многое, если не всё определявших тогда в стране, в культуре в том числе, никакой музыкальной кинокомедии не возникло бы. Желание снять такой фильм в то слишком серьёзное время вызвало настоящую свару в среде интеллигенции. «Комсомолка» писала: «Давай джаз», «Литературка»: «Давай «Чапаева». Ваших «Весёлых ребят» гнать надо с экрана». Возникла и два года велась острейшая полемика в прессе. Надеюсь, на презентацию книги приедут представители двух популярных изданий, которых в то время примирили Горький со Сталиным.
— Вы из первых уст знаете, наверное, и историю знакомства Александрова с Орловой.
— Конечно. Приступая к съёмкам первого фильма, Александров столкнулся со многими проблемами. Быстро решился вопрос с музыкой. Из Ленинграда пригласили теоджаз под руководством Леонида Утёсова. Он с удовольствием включился в работу, видел себя в роли пастуха Кости. А кто будет Анютой, которая с самых низов взойдёт на сцену Большого театра? Александров отсмотрел сотни певиц и танцовщиц. И никак не мог найти претендентку на эту роль. И тут ему его друг, художник Пётр Вильямс, порекомендовал познакомиться с Любовью Орловой, которая работала в Музыкальном театре Немировича-Данченко, была там ведущей солисткой. Они встретились и, как в фильме «Весна», прошли все московские набережные, гуляя всю ночь напролёт. Впоследствии Любовь Петровна вспоминала: «Когда я посмотрела на его золотую голову, на его голубые глаза, поняла, что это моя судьба». Но поначалу она не соглашалась сниматься, говорила: «Не могу участвовать в вашей дурацкой комедии».
На 42 года она стала спутницей, соратницей Александрова. Да что там, его вторым «я». Они вместе составили уникальный художественно-артистический тандем, что позволило создать цикл замечательных советских музыкальных комедий. Но это внешняя сторона. В книге, конечно, достаточно много интересных моментов. Но нет смысла их пересказывать.
Сюжеты комедий Александрова складывались из судеб живых людей, их историй. Перед зрителем представал, может быть, и приукрашенный, но близкий к реальности образ нового человека. В «Светлом пути», например, девушка-домработница становится впоследствии руководителем текстильного производства. Герои фильмов становились примером для подражания. О той идеологии теперь не принято говорить. А я показываю документально в этой книге, что все фильмы Александрова были выпущены в свет только благодаря вниманию и участию Сталина. Он даже предлагал варианты названий. Говорил Александрову про очередную картину: «Это, конечно, не шедевр. Название «Золушка» надо изменить, назовите «Светлый путь» — и пусть идёт на экраны».
— Что вам особенно запомнилось из долгих разговоров с Орловой?
— Я чем-то импонировал Любовь Петровне, и она частенько вечерами призывала меня посидеть за гостеприимным столом, как мы говорили, под анекдот. Ей нравилось, как я их рассказываю. Хорошо помню её сдержанные высказывания о нешуточных происшествиях на съёмках «Весёлых ребят». Она обладала поистине героическим характером. Задумано было режиссёром: пастух Костя сидит на быке Чемберлене задом наперёд. Утёсов, который играл эту роль, категорически отказался, а Любовь Петровна согласилась. А бык её сбросил наземь, в результате она повредила спину и несколько месяцев болела. Затем долгие годы у неё проблемы были со спиной.
— Ваши встречи продолжались и после окончания работы над книгой «Эпоха и кино»?
— Да, мы все были из той категории людей, что не могли просто так сразу прервать сложившиеся добрые отношения. И после окончания работы над книгой продолжали дружить домами. Приближался день рождения Любови Петровны. Она решила по этому поводу преобразовать квартиру на Бронной, заменить шторы, ковры, мебель. Сделала изящный будуар прославленной актрисы. У неё, видимо, возникло желание как бы вновь пережить состояние той цветущей кинопримы, какой она была в молодости. И тут дала о себе знать тяжёлая болезнь, о чём она не желала говорить.
Мы все радовались тогда завершению нашего совместного труда — книги. Она вот-вот должна была выйти. Незадолго до смерти Любовь Петровна пригласила меня с супругой в гости. По сути, это был девичник. Оказалось, что из мужчин я за столом был один. В этот день рядом с ней были те, кто создавал её роскошный внешний облик, покоривший миллионы сердец. Это была наша последняя встреча. Мы очень легко тогда общались — смеялись безудержно, никто ни словом не обмолвился о её болезни. Через несколько дней её положили в больницу, и оттуда она уже не вернулась. Я никогда не афишировал свою причастность к её личной жизни. Но посчитал вправе рассказать о великой женщине, которой всегда восхищался и с которой имел счастье общаться. Рад, что книга вышла в ее юбилейный год. Хотя далеко не всегда вспоминают о таких датах. И я предвижу, что такое же внимание в ближайшие годы будет и к фильмам Любови Орловой. В 2014 году исполнится 80 лет со времени выхода на экран «Весёлых ребят», в 2016-м — «Цирка»...
— Осталось что-либо за кадром из ваших встреч и разговоров?
— Конечно, нельзя описать буквально всё, что для меня с ней связано. Но я и так написал в книге то, что, может быть, не стоило затрагивать. Но это больше касается жизни Григория Васильевича, когда он путешествовал по Европе, изучая всё, что связано со звуковым кино. А что касается Любови Пет-ровны, возможно, если будет переиздание книги, я дольше над ней поработаю и дополню воспоминаниями. Мне эта женщина нравится невозможно как. Она — очарование эпохи 1930 — 1950-х годов, и, надеюсь, «Наша Любовь» станет желанным подарком для нынешнего поколения. При подготовке книги мы специально делали акцент на визуальный ряд. Подобрали с полсотни отменных фотографий. Они дают достаточно полное представление о том, что она была действительно мега-звездой не только на экране, но и в жизни.