В. Брусянин. «Любови Орловой исполнилось бы девяносто...»
Если бы судьбе было угодно, и Любовь Петровна оставалась сегодня с нами, вряд ли бы 11 февраля отмечался этот ее юбилей: ей, великой нашей актрисе, всегда было «тридцать девять лет и ни на один день больше!» Недаром эта ставшая знаменитой фраза из «Милого лжеца», которую произносила Патрик Кемпбелл — Орлова, неизменно вызывала благодарные аплодисменты зала. Орлова была неподвластна времени и возрасту, и не потому ли так трудно было принять весть о ее кончине тогда, в конце января 1975-го...
Об Орловой столько сказано и написано, поклонники актрисы знают ее фильмы на память, и в том числе лучшее, на мой взгляд, ее создание — Марион Диксон из «Цирка». Что тут можно добавить? Потому я хочу вспомнить о встрече с Любовью Петровной в далеком уже 56-ом, когда в конце декабря она приехала в наш город на гастроли с Театром имени Моссовета и играла в спектакле «Лиззи Мак-Кей» по пьесе французского драматурга Жана-Поля Сартра.
Я каким-то образом порвался на одно из представлений, был в восторге от щедрого таланта актрисы, которая в свои пятьдесят с лишним лет была на сцене обворожительно-молодой, красивой и, как казалось, до предела выкладывавшейся в этой роли, требовавшей неимоверной физической нагрузки. И я решил взять у Любови Петровны интервью.
Она всегда останавливалась в люксе гостиницы «Астория». Я позвонил ей, представился корреспондентом молодежной газеты «Смена» и запинаясь от волнения, попросил уделить мне время для встречи. Любовь Петровна закашлялась. Затем извинилась, объяснив, что завтракает и, видимо, что-то «попало не в то горло». И...мгновенно разрядила обстановку согласием на встречу.
Я примчался на Исаакиевскую площадь, поднялся к ней в номер. Меня попросили немного обождать. И вот Она вышла! В черном пуловере, стройная, приветливо улыбнулась молоденькому журналисту во флотском бушлате, чтобы как-то его подбодрить. А я, как и Виктор Мережко, рассказывавший недавно в телевизионной «Кинопанораме» о подобной ситуации, тоже не сводил с нее глаз, хотя и боялся оказаться неучтивым.
Передо мной была женщина из легенды, кумир миллионов моих сверстников, и, я уверен, мои ровесники поймут меня. Любовь Петровна сказала, что сыграла Лиззи уже восемьдесят пять раз, но каждый спектакль для нее словно премьера. Она всегда волнуется, выходя на публику. А потом, когда занавес закрывается, чувствует себя как выжатый лимон, но счастлива, если доставила людям радость. Орлова добавила, что любит ленинградского зрителя, и не случайно приезжает в наш город довольно часто либо с концертами, либо с театром.
Замечу, что Лиззи Мак-Кей Любовь Петровна сыграла без малого пятьсот спектаклей, а на четырехсотом, юбилейном, побывал сам Сартр, написавший актрисе на своей фотографии по-французски: «Мадам Орловой с уважением и признательностью за блестящее исполнение ею роли Лиззи».
Счастливый, я не смел злоупотреблять вниманием актрисы. И прощаясь, попросил ее оставить автографы на принесенных мною фотографиях.