Н. Вайнер. «Любовь Орлова. Секс-символ советской эпохи»
«FashionTime». — 01.12.2005.
У каждой эпохи есть свои символы. Люди, которые проживают всё от начала и до конца, по законам своего времени. Почему-то почти всегда их судьба трагична... Кинематографическим символом Советского Союза была замечательная актриса Любовь Орлова. Её сравнивали с Гретой Гарбо и Марлен Дитрих. Ей подражали — и не выходила из моды причёска «под Орлову». Ею восхищались. Ей завидовали. Её ненавидели. Но все сходились в одном — Любовь Орлова была гениальной актрисой. Можно любить или не любить её как личность, но нельзя не любить фильмы, в которых она снималась.
Она родилась в Звенигороде. Её мать была дальней родственницей Льва Толстого, отец — акцизный чиновник — весельчаком, картёжником и кутилой. По легенде однажды в их доме был Фёдор Шаляпин. Посмотрев поставленной детским театром представление «Грибной переполох», он сказал, что Любочка будет великой актрисой. И его предсказание сбылось...
Гражданская война оставила свой отпечаток на жизни актрисы. «На память» о тех временах Орловой остались изуродованные тяжёлой работой руки. Она стеснялась их до конца жизни.
С 17 лет Любовь Орлова училась в Московской консерватории по классу фортепиано, а после ухода оттуда — работала тапером в кинотеатре. В это время жизнь казалась ей особенно беспросветной, и поэтому в 1926 году, когда Андрей Берзин сделал ей предложение, она не смогла отказаться. Берзин был достаточно высоким чиновником в наркомземе, и обеспеченная жизнь, которую он мог предоставить Орловой, казалась ей куда лучшим вариантом, чем безнадёжность «просвещения пролетариата». Впрочем, этот брак не был долгим. В те времена чрезмерное увлечение политикой не поощрялось, а Берзин, став заместителем наркома земледелия, связал судьбу с оппозицией. 4 февраля 1930 года он был арестован и отправлен «в места не столь отдалённые». Больше актриса своего первого мужа не видела...
Она играла в театре и кордебалете, но большая часть её ролей были эпизодическими. До поворотного момента — роли Периколы в 1932 году. Личная жизнь актрисы тоже складывалась хорошо: в то время ею был увлечён австрийский бизнесмен. Возможно, однажды он увёз бы её в Австрию, но судьба в лице Григория Александрова этому воспротивилась. В 1934 году вышел на экраны фильм «Весёлые ребята», а Любовь Орлова, сыгравшая там главную роль, стала женой режиссёра. До этого она снялась в двух фильмах, но «Любовь Алёны» и «Петербургская ночь» не вызвали бурного восторга. А с третьим фильмом к ней пришла настоящая слава. И настоящая любовь, которой не помешало даже то, что у Александрова была семья — жена и маленький сын Дуглас, которого назвали так в честь Дугласа Фернбекса.
«Весёлые ребята» были поворотным фильмом и в истории советского кинематографа. Идея создать «музыкальную комедию» пришла к Александрову после стажировки в Голливуде, которую он проходил с 1929 по 1933 год. Как и очень многие фильмы того времени, «Весёлые ребята» поначалу не были выпущены в прокат. Но после того, как его посмотрел и одобрил Сталин, фильм прошёл по всей стране.
Кстати, со Сталиным актрису связывала странная дружба. Они могли говорить часами по телефону, а однажды, когда Орлова, отвечая на вопрос генсека, не обижает ли её муж, сказала, что «бывает, но редко», Сталин мрачно пошутил: «Скажи ему, что, если он будет тебя обижать, мы его повесим!». Он очень любил фильмы с Орловой, знал их практически наизусть, постоянно пересматривал.
В 1941 году актриса была удостоена Сталинской премии. Когда началась война, Орлова и Александров были в Риге. Оттуда они добрались до Москвы. В тот период режиссёр снимал «Боевой киносборник», в котором Орловы выступала в роли комментатора. Говорят, когда немцы подошли к самой Москве, по всему городу развесили объявления о концертах Орловой. И жители успокоились — если любимая актриса не покинула город, значит, всё будет в порядке.
А после войны был фильм «Весна», за главную роль в котором актриса получила специальный приз венецианского кинофестиваля. Но именно тогда Орлова начала уставать от происходящего и ушла работать в театр имени Моссовета. И не зря — все фильмы, в которых она снималась потом, с треском провалились. «Русский сувенир» был резко осмеян в «Крокодиле», а «Скворец и лира», в котором Орлова должна была играть двадцатилетнюю девушку, не был даже выпущен на экран. Ей было семьдесят...
Всю жизнь Любовь Орлова боролась со временем, пытаясь отвоевать у него право на вечную красоту. Она прибегала к пластическим операциям и пользовалась самыми лучшими французскими кремами, она не говорила о своём возрасте. Каждая фотосъёмка проходила при рассеянном свете. Даже незадолго перед смертью актриса продолжала свои ежедневные занятия у балетного станка.
Она умерла за несколько дней до своего семьдесят третьего дня рождения. Когда квартира и дача во Внуково, стоившая актрисе стольких мучений, перешли к Григорию, внуку Александрова, он безжалостно выкинул все принадлежавшие ей вещи, и только благодаря счастливому случаю не все они были утеряны.
Талантливая актриса, отличавшаяся безупречным вкусом, женщина-загадка, «русская Грета Гарбо»...
«Мое творчество известно всем, моя жизнь не касается никого».