М. Долгополов. «Веселые ребята»
«Смена». — 1934. — № 5.
«Джазкомедия»
«Жизнь хороша, и жить хорошо!» Эти слова В. Маяковского как нельзя лучше характеризуют оптимистическое и бодрое отношение трудящихся Страны советов к жизни. Уже давно зрители требуют от кино создания таких фильмов, которые в веселой и занимательной форме отражали бы их жизнерадостность, давали бы зрителю зарядку веселья и смеха.
Однако наши киномастера оставались равнодушными к этим требованиям массового зрителя, совершенно не уделяя внимания работе и поискам в области комедийного жанра. В пылу своих ожесточенных споров «о смехе и проблеме смешного в кино» они, видимо, забыли о том, что посетителям советских кинотеатров не станет веселее от отсутствия комедий на экранах.
Поэтому, когда молодой талантливый кинорежиссер Г.В. Александров около года назад начинал свою работу над звуковой «Джазкомедией», его также вовлекли в водоворот кино-споров и дискуссий.
Долго шли споры о «Джазкомедии», о том, что она «не разрешает проблемы советского смеха, что она лишь суммирует достижения буржуазной, в частности американской комедии», и т. п. Режиссер ездил с одного кино-собрания на другое, прислушивался, отвечал, возражал.
Вероятно, этот спор продолжался бы еще и по сей день, и сейчас вместо озвучивания уже законченной вещи Г.В. Александров все еще давал бы различные пояснения. Но обе стороны утомились от дискуссии, и группа наконец получила возможность проводить съемки.
И действительно, «Джазкомедия» не претендует ни на какие новые откровения: это комедия положений, целиком построенная на советском материале, в условиях советской действительности. Ее цель — вызвать здоровый смех. Строится она в органическом сочетании с простой и доходчивой музыкой, пронизана мелодичными жизнерадостными, легко запоминающимися песенками, которые, несомненно, подхватят зрители.
Действие в картине происходит то на животноводческой ферме, то на пляже в Гаграх, то на улицах Москвы, в Мюзик-холле, в Большом театре. В основу сюжета взята незатейливая история пастуха Кости Потехина, который после ряда веселых приключений становится известным дирижером. Параллельно комедия рассказывает о домработнице Анюте, любящей Костю; Анюта меняет свою профессию на профессию артистки.
По ходу развития действия его герои попадают в комедийные положения, в него вводятся музыкальные аттракционы и эксцентрические номера.
Таким образом без всяких «выкрутасов», в понятной, веселой и легкой форме режиссер картины стремится показать, что в условиях напряженной работы, в которых ведется социалистическое строительство, живется весело и бодро. И бодрость и веселость — основные настроения, которые должна дать «Джазкомедия». Эта картина является своеобразным «кино-ревю», обозрением.
Г.В. Александров в бытность свою в Америке с С.М. Эйзенштейном много видел и изучал новейшие технические достижения американского кино. И в своей работе над «Джазкомедией» он впервые в Советском Союзе применил некоторые из этих интереснейших нововведений: транспарантную и комбинированную съемки.
Не выезжая из павильона фабрики, Г.В. Александров и его оператор В. Нильсен снимают любые сцены: на пляже в Гаграх, ночные эпизоды при луне, людные московские площади, сцену и зал Большого театра, несуществующий огромный мюзик-холл и многие другие требующиеся по ходу действия эпизоды.
Все это достигалось применением метода транспарантной съемки. Сущность его заключается в том, что на готовый кусок фильма с ранее снятым определенным сюжетным фоном (море, горы, поле, улица, зрительный зал) можно доснять любых действующих лиц и животных, нужные декорации и трюковые моменты.
Сама техника транспарантной съемки в общем несложна. Готовый кусок позитива с нужным фоном окрашивается в красный цвет по особой рецептуре. Окрашенный позитив заряжается в съемочный аппарат вместе с негативной пленкой. В павильоне, где производится съемка, устанавливается большой синий экран, который освещается тоже красным светом. Между синим экраном и киноаппаратом помещается объект. который нужно заснять.
Этот объект (актер, декорация) дает самостоятельное изображение на негативе, так как красные лучи свободно проникают через позитив, окрашенный в красный цвет. Все окружение объекта, имеющееся уже на позитиве (горы, море, улица и т. д.), попадая на фон синего экрана, также даст негативное изображение, совмещенное с объектом.
Транспарантная съемка дает огромную экономию: сокращает расходы на постройку сложных декораций, уничтожает необходимость посылки дорогостоящих экспедиций на юг, на север, в горы и т. п. Актер может быть снят в горах Памира, во льдах Арктики, в раскаленных песках Кара-Кума, на крыше сорокаэтажного небоскреба — словом, всюду, где этого потребует замысел сценариста и режиссера.
Такой способ съемки особенно незаменим при производстве трюковых и фантастических картин.
...Человек, спасаясь от преследования злодеев, бежит по карнизу небоскреба, каждый миг рискуя сорваться и полететь на мостовую. Внизу видна улица с проезжающими по ней автомобилями, толпой равнодушной публики, спешащей по своим делам...
...Зрители с замиранием сердца следят за всеми приключениями смельчака и, наконец, спокойно вздыхают, когда он с ловкостью обезьяны по телеграфной проволоке перебирается на противоположный дом...
Эти и тысячи им подобных трюков в американских фильмах, щекочущих нервы зрителей, спокойно снимаются в павильонах кинофабрики по методу транспарантной съемки без всякого риска для жизни актера.
По ходу действия «Джазкомедии» таким же способом снимались эпизоды у Большого театра и на его сцене, где якобы выступали участники фильма — музыканты «веселые факельщики». А на самом деле оператор брал пленку с видом Большого театра, затем кусок из хроники с его зрительным залом и доснимал на них все необходимые по сюжету моменты.
Или, например, для картины требовалось снять проезд ночью, под проливным дождем, бешено мчащегося похоронного катафалка. Технически это сделать почти невозможно, даже если вывезти на улицу огромное количество осветительной аппаратуры.
Тогда на помощь приходит транспарантная съемка. Днем оператор В. Нильсен со своим помощником выезжают на маленьком грузовике и снимают нужные улицы, по которым должен проезжать катафалк. Эти куски затем вместе с пленкой негатива заряжаются в киноаппарат, и начинается транспарантная съемка.
Катафалк ставится перед синим экраном, но приподнимается на домкратах, чтобы его колеса вертелись в воздухе. Сверху устанавливается опрыскиватель, обильно поливающий водой артистов, находящихся на катафалке. Запущенный пропеллер маленького самолета создаст иллюзию сильного ветра, развевающего платье артистов, срывающего с них головные уборы.
В итоге на пленку заснят катафалк, мчащийся под настоящим проливным дождем, и зритель услышит цокот копыт и шум сильного дождя.
Интересной была также съемка «ложи в Мюзик-холле». Здесь в качестве транспарантного фона был использован позитив комбинированной съемки сцены Мюзик-холла с макетом. И впервые в истории операторской техники удалось получить двойное комбинированное сочетание: сначала снималась сцена Мюзик-холла с макетной подставкой, затем через позитив этой съемки доснята ложа со зрителями. В результате на экране зритель увидит кадры обычного театрального зала и сцены, съемка которых в других условиях потребовала бы сооружения грандиозных дорогостоящих декораций.
Больших трудов стоило провести съемку многочисленных животных, участвующих в «Джазкомедии». Приходилось приучать их к яркому, ослепительному свету павильонных «солнц», проявлять массу выдумки и терпения, чтобы добиться требуемых результатов. Но образцовая и ударная съемочная группа Г.В. Александрова добилась и здесь больших успехов. Нередко ассистент режиссера И. Симков становился дрессировщиком, заставляя своих четвероногих «артистов» исполнять указания режиссера и оператора. Трудно, например, вызвать улыбку у огромного быка «Мишки» в тонну весом. «Мишке» вообще не до смеху, и поэтому он не особенно склонен исполнять капризы режиссера. Но появляется И. Симков и резиновым баллоном в ноздри «Мишки» вдувает порцию нюхательного табаку. «Мишка» чихает, и оператор В. Нильсен снимает оскал зубов, который на экране будет выглядеть как улыбка.
Пастух Костя (артист Леонид Утесов) на пляже объясняется в любви домработнице Анюте (артистка Л. Орлова). Эта сцена снимается, как и многие другие, в павильоне на фоне ранее заснятого гагринского пляжа. Но как дать здесь, в Москве, на Потылихе, тихий прибой волн, как бы аккомпанирующий этой сугубо лирической сцене? И здесь начинается область ассистента-шумовика Вали Лодыгиной. Валя равномерно вертит ручку большого барабана, в котором перемешаны сухие листья с маленькими камешками, издающими характерные шуршащие звуки. В кино зритель получит полную иллюзию морского прибоя. Точно так же Валя со своими шумовиками при помощи гороха и листа жести изобразит шум проливного дождя, цокание копыт лошади и массу различных звуков, требующихся для оформления «Джазкомедии».
Можно было бы рассказать еще о многих занятных моментах из практики работы группы Г.В. Александрова, приоткрыв завесу над «кулисами» кинопроизводства. Чем лучше организована вся подготовительная работа к съемке, чем больше проведено трудных черновых репетиций, тем слаженнее и высококачественнее получается фильм. Зритель сидит в кинотеатре и не подозревает о тех усилиях, которые порой затрачивает весь съемочный коллектив для получения того или иного на вид простого и легкого эффекта.
Впрочем, наши зрители в скором времени сами смогут отдать должное работе режиссера Г.В. Александрова и его коллектива.
Веселая, эксцентрическая «Джазкомедия» в ближайшее время выходит на экран.