Е. Лаптева. «Что наши красавицы позаимствовали у Любови Орловой?»
«Комсомольская правда». — 11.02.2012.
Сегодня — 110 лет со дня рождения знаменитой актрисы, суперзвезды 30-х и 40-х Любови Орловой.
«Комсомолка» присмотрелась, что подмечали и заимствовали у нее другие наши красавицы.
Конечно, можно сказать, что пик популярности артистки Орловой пришелся на времена молодости наших бабушек. На почве любви к ее героиням из «Веселых ребят», «Цирка» или фильма «Волга-Волга» у многих женщин в нашей стране случилось форменное помешательство, которое и назвали «синдромом Орловой», — безудержное копирование стиля артистки. Это было на самом деле не так уж и легко — одевалась Любовь Петровна с заграничным шиком плюс имела весьма миниатюрные размеры. Посему многие барышни пытались обойтись малой кровью — просиживали в парикмахерских, отбеливая волосы, а потом завивая их в замысловатые кудри, чтобы было «как у Орловой»...
А впрочем, стоит ли говорить о ней только в прошедшем времени? Фильмы с ее участием — что бы там ни говорили — весело смотреть и сегодня. Да и многие наши звезды — и в прежние времена, и теперь — явно присматриваются к артистке внимательно. Настолько, что и сейчас во многих можно без труда обнаружить то причесочку, как у Орловой, то фасончик, как у нее, то просто какой-то неуловимый шарм...
Лайма Вайкуле: самоиронию
В фильме «Весна» Орлова играет одновременно двух героинь — актрису Шатрову и ученую даму Ирину Никитину. Благодаря удивительному сходству Никитина и Шатрова постоянно оказываются в самых невероятных ситуациях... Все, что было дурашливого в кинообразах Орловой, вольно или невольно приняла и использовала Лайма Вайкуле. Любовь Петровна была из тех немногих артисток, которые легко могли сыграть девушек одновременно красивых и смешных. Что их с певицей и роднит: Лайме тоже свойственна самоирония.
Ксения Собчак: двойственность образа
Героиня Орловой в той же «Весне» общается с красавцем Николаем Черкасовым — и не зря: в конце фильма у них случится счастливая любовь. Телеведущая Ксюша Собчак старательно демонстрирует, что она остепенилась, — и в ее имидже при желании нетрудно обнаружить ту же Орлову. То прическа с кудельками, то платье скромненькое с воротничком. Может, со временем ей и станет ближе Фаина Раневская, но пока есть возможность сравнить ее с Орловой...
Людмила Гурченко: богатые наряды и стремление к вечной молодости
Такие открытки с фотопортретами кинозвезд многие хранили бережно годами. На этой Любови Орловой уже далеко за 60, а она все так же ослепительна и привлекательна для своих поклонников. В любви к Орловой не раз признавалась и Людмила Марковна — и аккуратно заимствовала все, что ей было симпатично. Обе примадонны отечественного кино маниакально следили за собой — например, первыми в нашей стране сделали пластику, чтобы сохранить красоту. Обе выбирали всегда наряды очень богатые, хотя и без вычурности и излишеств. И у обеих обязательно изящные украшения, подчеркивающие красоту. Ну и обеспеченность, конечно.
Рената Литвинова: гламур 30-х
Здесь — Любовь Орлова в фильме «Цирк»: американcкая циркачка Марион Диксон бежит в Россию вместе со своим маленьким чернокожим сыном. А артист фон Кнейшиц шантажирует несчастную мать тем, что расскажет публике некие факты ее биографии. Зрители не скупились на слезы. Рядом — утонченная Рената Литвинова, которая частенько, экспериментируя со стилем, обращалась к образу Орловой. Она единственная среди наших звезд пропагандировала духи «Красная Москва» и одевалась по моде 30-х. Причем уверяла, что кумир-то ее — не сама актриса, а супруг-режиссер Григорий Александров, сумевший правильно снять и показать ее красоту. Ну да, многие сравнивают Литвинову с Марлен Дитрих, но ведь и многое во внешности и стиле самой Любови Петровны пересекается с голливудской звездой...
Кстати
Историк моды Александр Васильев: «Я долго охотился за ее серебряными туфельками»
— Любовь Орлова была одной из самых модно одетых советских женщин. Кинозвезда, народная артистка, любимая актриса Сталина, у нее был очень большой гардероб, про который Раневская говорила: «Я хотела бы быть молью в гардеробе Любови Петровны». Она не раз бывала в гостях у Орловой и видела, как много там невиданных для советского человека вещей. Любовь Петровна привозила вещи из Парижа, но многое шила и сама. Она очень любила шить.
Однажды мне рассказывала Клара Лучко: она жила в одном отеле с Орловой в Каннах. И как-то перед выходом на ковровую дорожку Лучко постучала в дверь номера Орловой, а та сказала: «Открыто, войдите!» Открыв дверь, Клара Степановна увидела, что великая актриса советского кино сидит на полу и подшивает подол своего платья. В отличие от голливудских и европейских актрис у наших звезд не было свиты из гримеров и стилистов, они все делали сами. Но... после Орловой не осталось ни одного платья, потому что последующая жена ее мужа Александрова (бывшая жена, кстати, его сына) так ненавидела память о своей предшественнице, что она выбросила все фотографии, все архивы и все платья на помойку.
Возможно, что-то осталось на «Мосфильме». В моей коллекции есть туфли Орловой, за которыми я охотился 25 лет и привез их из Израиля. Это серебряные парчовые концертные туфли 67-го года. Они находились в коллекции ее подруги по Театру имени Моссовета, очень известной еврейской актрисы Этель Ковенской, которая получила эти туфли в подарок...
Для справки: эти туфли Любови Орловой можно увидеть на выставке «Мода за железным занавесом», которая откроется в музее-заповеднике «Царицыно» 23 февраля.