Сергей Владимирович Образцов
Дружба Любови Орловой и Сергея Владимировича Образцова началась еще в 1926 году. Молодой тенор входил в состав комиссии, которая принимала Любу в состав хора и кордебалета Музыкального театра под руководством Немировича-Данченко. С тех пор и до последних ее дней между ними сохранялись очень теплые отношения. Дача Образцова была недалеко от дачи Александрова и Орловой. Сергей Владимирович называл Орлову Любочкой, говорил ей «ты», и очень этим гордился. Обычная человеческая дружба, духовная общность творческих личностей, к тому же у них было много общих воспоминаний. Ведь они начинали в одном театре, играли в одном спектакле «Соломенная шляпка», вместе делали первые шаги в искусстве, а потом каждый пошел своим особенным путем, продолжая с неизменным интересом наблюдать за успехами другого.
Биография
Образцов Сергей Владимирович русский актер, режиссер-кукольник. Создатель всемирно известного театра кукол. Народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1971), лауреат Ленинской (1984) и Государственной (1946) премий.
Родился 22 июня (5 июля) 1901 года в Москве, в семье инженера-транспортника, академика Владимира Николаевича Образцова.
Окончил реальное училище. В 1918 году начал учебу в Высших художественных мастерских (ВХУТЕМАС), был учеником А.Е. Архипова и В.А. Фаворского. Через несколько лет поступил в Музыкальную студию Московского Художественного театра под руководством Немирович-Данченко, в котором постигал тайны актерской профессии и режиссуры, играл рядом с Берсеневым, Гиацинтовой, Бирман.
С середины 1930-х годов становится известным как артист эстрады, создатель пародийного жанра «романсов с куклами». «Минуточка», «Налей бокал», «Хабанера», «Мы сидели с тобой»... В этих пародиях он высмеивал обывательское мещанство, пошлость.
В сентябре 1931 года Образцов создал уникальный театр кукол и более шестидесяти лет был его бессменным руководителем. За эти годы он поставил в театре более семидесяти спектаклей для взрослых и детей. Многие из них вошли в золотой фонд отечественного и мирового театрального искусства. «По щучьему велению» (1936), «Кот в сапогах» (1937), «Волшебная лампа Аладдина» (1940), «Король-Олень» (1943), «Веселые медвежата» (1945), «Необыкновенный концерт» (1946), «Божественная комедия» (1961), «Дон Жуан» (1975) и другие спектакли до сих пор не сходят с афиш театров. Он разработал теорию и методику театра кукол, вырастил и воспитал несколько поколений блистательных актеров, режиссеров, драматургов и художников театра кукол, которые и сейчас работают в сотнях театров нашей страны и в десятках стран мира.
Образцов изложил свою систему режиссерской и актерской работы в книгах «Актер с куклой» (1938) и «Моя профессия» (1950). Также он написал книги «Эстафета искусств», «По ступенькам памяти», «Моя кунсткамера», «О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон» (1956) и другие.
Образцов является создателем жанра документального киномонолога. Он создал фильмы «Кинокамера обвиняет», «Удивительное рядом», «Кому он нужен, этот Васька», «Невероятная правда». Он был убежден, что искусство — самый великий дипломат, который способен сблизить интересы разных народов, разделенных тысячами километров. Выдающийся общественный деятель, видный ученый, с 1955 года он стал членом-корреспондентом Берлинской академии искусств. Он принадлежал к тем гениям, пытавшимся очеловечить этот поистине «железный двадцатый век».
Должности: Вице-президент Международного союза кукольников (с 1957), президент Советского центра этой организации (с 1958). С 1935 (с перерывами) ведет педагогическую работу (с 1973 профессор в ГИТИСе), член Союза писателей.
Награды: Государственная премия СССР (1946), Государственная премия РСФСР им. К.С. Станиславского (1967). Награжден двумя орденами Ленина, двумя другими орденами, а также медалями.
Умер 8 мая 1992 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
В 1998 году был создан фонд С.В. Образцова, учредителями которого стали члены семьи Образцовых, а также деятели науки, культуры, ГАЦТК им. С.В. Образцова.