Фаина Георгиевна Раневская
Любовь Орлова называла Фаину Георгиевну «Добрым Феем», «Фуфочкой». Познакомились они в 1933 году на «Мосфильме», где снимались в разных фильмах. Фаина Георгиевна была на несколько лет старше Любочки, выглядела солидно и серьезно. Однажды Люба обратилась к ней за советом. Режиссер Григорий Александров предложил ей сниматься в музыкальном фильме «Джаз-комедия». Съемки должны были проводиться в Гаграх, совмещать работу в кино и в театре было невозможно. Актрисе предстояло сделать серьезный выбор. Фаина Георгиевна, со свойственной ей прямолинейностью посоветовала бросить театр и ехать сниматься в кино. Вполне прагматичный подход: в кино больше шансов стать знаменитой, ведь зрительская аудитория намного больше, чем в театре. Она точно предсказала начинающей актрисе успех: «Вас будут боготворить». Любочка последовала совету, и с тех пор стала называть Раневскую своим «Добрым Феем». Они вместе проработали долгие годы в театре Моссовета, играли какое-то время в одном спектакле «Сомов и другие». Любовь Петровна относилась к «Фуфе» с неизменным вниманием и нежностью, заботилась о здоровье, писала теплые письма. При всей разнице в темпераментах они сохраняли теплые отношения, держались друг друга. Когда в последние годы у Любови Орловой был долгий творческий простой, Фаина Георгиевна отдала ей свою, может быть, лучшую роль — Этель Сэвидж в спектакле «Странная миссис Сэвидж», которая стала последней творческой удачей Любови Петровны. Фаина Раневская была частой гостьей на даче Орловой и Александрова, в которую допускались только самые близкие друзья семьи.
Во время съемок фильма «Весна» Ф.Г. Раневская нарисовала шарж на саму себя и подарила его Любови Орловой с такой дарственной надписью: «Люблю грозу в начале мая, а в декабре люблю "Весну". Любочке и Гришечке с нежной любовью. Ф. Раневская. Фея. Москва. Зима 1945 г.»
Цитата из письма Любови Петровны Фаине Георгиевне Раневской:
- «Дорогой мой Фей!
Очень прошу Вас набраться сил, желания, энергии, самовнушения и, во что бы то ни стало, выздороветь поскорее! Во-первых, я Вас не видела в "Тишине", во-вторых, очень интересная у Вас получается роль у Гр. Вас. в фильме, а самое главное, я могу Вас иногда долго не видеть, но совсем не могу, когда Вы больны. Вспоминаю нашу встречу у Вас в доме (не забыть бы мне спросить, почему-то Вы смеялись по-хорошему надо мной). Как это было симпатично и вкусно. Я очень Вас люблю. Когда Вы сможете — приду. Гр. Вас. шлет Вам самые сердечные приветы, а я обнимаю, целую. Всегда Ваша,
Люба»
Биография Фаины Георгиевны Раневской
Фаина Георгиевна Раневская (Фаина Гиршевна Фельдман) — советская актриса театра и кино. В современной прессе ее чаще всего называют «королевой второго плана» и «одной из величайших актрис ХХ века». За свою 60-летнюю актерскую карьеру сыграла несколько десятков ролей в театре и около тридцати — в кино. В 1961 году ей присвоили звание «народной артистки СССР». Получила три Сталинские премии (1949, 1951 — дважды). Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» в 1992 году включена в десятку самых выдающихся актрис XX века.
Фаина Григорьевна Фельдман родилась 15 (27) августа 1896 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье. Отец Гирш Хаимович Фельдман был владельцем фабрики красок, нескольких домов, магазина строительных материалов и парохода «Святой Николай». Мать Милка Рафаиловна Заговайлова. У Фаины была сестра Бейла и три брата — Яков, Рудольф и Лазарь.
Фаина получила хорошее домашнее образование, училась в таганрогской Мариинской гимназии, но так и не окончила ее. С 14 лет увлекалась театром, посещала уроки частной театральной студии А. Ягелло. В 1915 году уехала в Москву. В эти годы она познакомилась с Мариной Цветаевой, Анной Ахматовой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским, известным актером В.И. Качаловым, в которого, по ее собственному признанию, была влюблена. В послереволюционные годы родители и брат Раневской покинули Россию и поселились в Праге.
Фаина Георгиевна играла во многих театрах, начиная с провинциальных (Малаховский дачный театр в Подмосковье, 1915; Керчь, Феодосия, 1915—1916; Ростов-на-Дону, 1916—1917; Передвижной «Первый советский театр», 1918—1924; Бакинский рабочий театр, 1925—1927 и 1929—1931; Архангельский драматический театр, 1927; Смоленский драматический театр, 1927—1928; Сталинградский драматический театр, 1928—1929), а позднее в московских (театр Московского отдела народного образования, 1924; Камерный театр, 1931—1935; Центральный театр Красной Армии, 1935—1939; театр драмы, 1943—1949; Театр им. Моссовета, 1949—1955 и 1963—1984).
Во время работы в Театре им. Моссовета она часто конфликтовала с главным режиссером Ю.А. Завадским (на эту тема есть масса фольклорных рассказов и анекдотов). Раневская театрально переосмысляла и свою собственную жизнь, превращая ее в своеобразный трагикомический спектакль. В этом кроется секрет ее личной популярности, не зависимой от сценической известности. Очень своеобразный стиль речи и поведения Фаины Георгиевны оказался зафиксирован в большом по объему фольклоре, где не все эпизоды достоверны. Многие высказывания Раневской превратились в крылатые фразы.
В кино Раневская дебютировала в 1934 году в фильме Михаила Ромма «Пышка». С 1939 по 1941 год — актриса киностудии «Мосфильм», с 1941 по 1943-й — актриса Ташкентской киностудии. Член Союза кинематографистов. Позднее принимала участие в озвучивании мультфильмов (Фрекен Бок в «Карлсон вернулся»). Пожалуй, самая известная фраза, которую произнесла Раневская в роли Ляли в фильме «Подкидыш» (1939): «Муля, не нервируй меня», преследовала ее всю жизнь.
Несмотря на большой круг знакомых, Фаина Георгиевна всегда чувствовала одиночество, от которого не спасал даже преданный пес Мальчик, которого Раневская боготворила. Пользуясь доверчивостью и наивностью актрисы, домработницы самым бессовестным образом ее обманывали, подло обирая старую женщину.
Умерла после инфаркта и пневмонии 19 июля 1984 года в Москве. Похоронена на Новом Донском кладбище.