Оригинальное название: «Закулисные войны на эстраде»
Жанр: документальный
Автор сценария: Марианна Поздирка
Режиссер: Елена Анина
Операторы: Сергей Желобов, Александр Милькин, Валерий Осьмаков,
Монтаж: Борис Сивалкин
Звукорежиссер: Дмитрий Соколюк
Директор: Елена Хатунцева
Длительность: 39 минут
Язык: русский
Производство: ООО «Кит Медиа»
Страна: Россия
Год: 2016
Об этом не пишут на страницах глянцевых журналов, редко говорят в интервью. О том, какие страсти, интриги и даже войны кипят за кулисами сверкающей эстрады, знают немногие. Поклонники уверены: их кумиры — лучшие друзья. На деле же оказывается, что любимцы миллионов стараются не летать одним самолётом, не работать с одним композитором, да и зачастую просто не замечают коллег при встрече.
Почему Любовь Орлова и Клавдия Шульженко никогда не общались друг с другом и какую роль в этом конфликте сыграл Леонид Утесов?
...Этот скандал с дележом песен был уже далеко не первым. В конце 40-х годов прошлого века подобная история произошла с шедевром советской эстрады — романсом «Темная ночь». Первым ее исполнителем стал Леонид Утесов, хотя обещана она была Марку Бернесу. Музыку к ней для фильма «Два бойца» написал Никита Богословский. Уже во время съемок стало понятно, что фильм получился — люди плакали, когда слушали Бернеса. Однако до выхода картины на экраны оставалось еще несколько месяцев. А в это время... песню перехватил Утесов, Богословский просто взял и отдал ее Леониду Осиповичу! Тогда режиссер фильма Леонид Луков и Марк Бернес сказали: «Надо бить морду Богословскому!» Прибежали к нему разъяренные: «Как ты мог это сделать?» Никита Владимирович упал на колени и покаялся: бес попутал, захотелось подружиться с самим Утесовым. Он, дескать, разрешил только разок спеть. На том и порешили. Смог ли Леонид Утесов сдержать свое слово не исполнять песню после смерти Марка Бернеса? И какую роль сыграл сам Леонид Осипович в «высоких отношениях» советских примадонн Клавдии Шульженко и Любови Орловой?
На заре эстрадного жанра, во времена Шульженко и Орловой, артисты ссорились красиво. Многие поклонники до сих пор считают, что судьбы этих двух величайших звезд эстрады и кино вообще не пересекались. Но однажды Орлова перешла дорогу Шульженко. А все из-за культовой картины Григория Александрова «Веселые ребята». Сегодня уже мало кто знает, что изначально партнершей Утесова по фильму должна была стать именно Шульженко, которая к началу карьеры Любови Орловой уже была чрезвычайно популярна. На кандидатуре Шульженко настаивал и автор музыки к фильму, композитор Исаак Дунаевский. Но Александров оказался непреклонен — он только что вернулся из творческого турне по Голливуду и Европе, где подружился с Чарли Чаплином, Гретой Гарбо, Марлен Дитрих. Последняя была особенно дорога режиссеру, поэтому и в героине нового фильма он хотел видеть подобные черты. И тут в массовке Театра оперетты ему на глаза попалась молоденькая Любовь Орлова. Для полного совпадения мечты и реальности Александров попросил девушку перекраситься в блондинку. Она согласилась, и вскоре все ахнули, увидев, как она похожа на Дитрих в «Голубом ангеле». И Утесову пришлось смириться, ведь артист и сам мог лишиться роли — ему недвусмысленно намекнули, что юного пастуха должен был играть другой.
С тех пор Утесову всю жизнь приходилось метаться между Шульженко и Орловой, с которой он тоже подружился. Примадонны же люто невзлюбили друг друга и постоянно конкурировали.
В документальном фильме использованы фрагменты кинокартин: «Веселые ребята» (Мосфильм, 1934), «Два бойца» (Ташкентская киностудия, 1943), «Женщина, которая поет» (Мосфильм, 1978).