Оригинальное название: «"Раскрывая тайны. Звезды": Любовь Орлова»
Жанр: документальный, биография
В программе участвовали: Нонна Голикова, Виктор Мережко, Валерий Малеванный, Екатерина Рождественская, Ирина Карташева, Александр Шпагин, Наталья Бондарчук,
Длительность: 44 минуты 15 секунд
Язык: русский
Производство: телеканал «Москва 24»
Страна: Россия
Год: 2015
Документальный фильм, посвященный известной советской актрисе, которая была кумиром миллионов зрителей, вышел в эфир 17 октября 2015 года на телеканале «Москва 24» в серии «Раскрывая тайны. Звезды». В программе использованы фрагменты фильмов «Веселые ребята» (1934), «Цирк» (1936), «Скворец и лира» (1974), «Весна» (1947), «Петербургская ночь» (1934), «Светлый путь» (1940), «Волга-Волга» (1938)
Текстовая расшифровка фильма
Голос за кадром: — «Мое творчество известно всем, моя жизнь не касается никого». Так о себе говорила Любовь Орлова. О ней сняты десятки документальных фильмов и даже один художественный. Но только сегодня мы расскажем доселе неизвестные факты. Те, что великая актриса не хотела выносить на публику. Но без них ее образ был бы неполным. Она снялась в семнадцати фильмах, практически каждый стал классикой кинематографа. При жизни актриса почти не давала интервью, что не мешало стать ее судьбе предметом сплетен, домыслов и невероятных легенд.
Нонна Голикова, писатель, драматург, внучатая племянница Любови Орловой: — Она мало кого впускала в свой дом, она вела очень закрытый и безупречный образ жизни. И никаких скандалов и безумная популярность.
Наталья Бондарчук, заслуженная артистка РСФСР: — Ее боготворил народ, о чем тут говорить. И это она ставила на первое место. А уж всех остальных, в том числе Вождя, на другое место.
Голос за кадром: — Любовница Сталина, чей брак лишь ширма, жертва пластической хирургии, высокомерная, нелюдимая, требовательная, променяла детей на карьеру — все это говорили об Орловой. А она лишь улыбалась в ответ. Чем жила самая знаменитая актриса советской России? О чем она молчала всю жизнь? Почему сторонилась светских приемов и никого не пускала в свой дом? И главное: была ли она счастлива в золотой клетке, которую построила для себя сама?
1974 год. Заканчиваются съемки фильма «Скворец и лира», где семидесятилетняя Любовь Орлова играет молодую женщину. В один из дней, когда актриса возвращается домой после озвучки, ей становится плохо. Орлову в срочном порядке доставляют в Кунцевскую больницу. Предварительный диагноз — камни в желчном пузыре. Звезда ложится на операцию. А позже хирург, чтобы у нее не возникло сомнений, показывает ей коробку с камнями, которую якобы удалили. На самом деле у знаменитой актрисы рак. Ее дни сочтены. Близкие знают о диагнозе, но будут скрывать правду до последнего дня.
Нонна Голикова: — Мы все играли, что она выздоровеет, что операция прошла успешно. Я к ней часто ездила, мы с ей вместе искали пьесу для нее, вот когда она выйдет из больницы... И только однажды, когда мы с ней гуляли в больничном саду в Кунцево, она вдруг повернулась и говорит: «Все думают, я дура, а я знаю, что со мной». Но, увидев мое лицо, она мгновенно переменила тему, пощадив меня.
Голос за кадром: — Через боль, страх и отчаяние, до последнего вздоха Любовь Орлова будет исполнять свою главную роль, Молодой красивой, счастливой суперзвезды, чья внешность не подвластна времени. Но каково это было, жить в роли Орловой? И какую цену она заплатила за вечную красоту?
Виктор Мережко, народный артист России, кинорежиссер: — Конечно, это была легенда, такая голливудская легенда, в нашем, нынешнем представлении. Следили, как она выглядит, где снимается. Если она играла в театре Моссовета, то шли нее посмотреть не столько как на актрису, рядом с ней Раневская, гениальная артистка была, но все равно смотрели на Любовь Петровну.
Ирина Карташева, народная артистка РСФСР, коллега Любови Орловой по театру Моссовета: — По-моему, все мальчишки были в нее влюблены, да и мы тоже смотрели на нее, без всякой зависти.
Наталья Бондарчук: — Она своим даже появлением, вот это чувство: «Эпоха!».
Голос за кадром: — Сегодня уже сложно представить, кем была Любовь Орлова для своих современников. Ее популярность, без преувеличения, была фантастической. Достаточно сказать, что появился даже медицинский диагноз «синдром Орловой», болезнь, приобретшая характер эпидемии в начале 1940-х.
Нонна Голикова: — Это женщины, которые так хотели быть на нее похожими, что они говорили, что они Орлова, или в крайнем случае, дочь. И они делали ее внешность всячески, красились в блондинку, рисовали брови как она, старались одеваться. Это психическое заболевание было официально зафиксировано — синдром Любови Орловой.
Голос за кадром: — Это массовое безумие началось после выхода на экраны комедии «Веселые ребята». Картина в корне изменила судьбу Любови Орловой. Главную роль в своей жизни Любовь Орлова сыграет в тридцать. За плечами будет несколько проходных кинолент, трагически закончившийся брак и каштановые волосы, с которыми она попрощается навсегда. В жгучей брюнетке из фильма «Петербургская ночь» зритель вряд ли узнает актрису. А ведь в жизни она была именно такой. Правильные черты, длинные волосы, породистая внешность. Настоящая потомственная дворянка, которая всю жизнь скрывала свое высокое происхождение.
Нонна Голикова: — Мать была урожденная Сухотина, один из родственников моей прабабушки, это мать Любы и бабушки, был в родстве с Толстыми, с Львом Николаевичем. И я помню детскую книжку Толстого с его дарственной надписью «Любочке». Застекленная, эта книжка, она как реликвия висела в ее загородном доме на стене.
Голос за кадром: — Когда гости спрашивали про необычную вещицу, хозяйка отвечала, что в детстве прочиталасказку Толстого, написала ему письмо, и писатель ответил. Ни слова про кровную связь со знаменитым родом.
Наталья Бондарчук: — В эпоху, которая ей досталась, «либо пан, либо пропал».
Голос за кадром: — Всю жизнь во всех анкетах в графе «происхождение» она писала «из служащих». Знала, что за правду может заплатить очень высокую цену.
Нонна Голикова: — Ведь был период, когда бабушка и Люба каждое утро перезванивались, задавая друг другу только один вопрос: «Вы целы?».
Голос за кадром: — Первый муж Любови Орловой был репрессирован. Андрей Берзин занимал высокий пост одного из заместителей наркомов. Он вытащил всю ее семью из нищеты. Обеспечивал не только жену, но и ее сестру и ее родителей. Они жили в шикарной квартире в Хохловском переулке. Поговаривали, что комнаты там были под шестьдесят метров. Орлова могла все свое время посвящать искусству, не заботясь о хлебе насущном. Но это безоблачное счастье длилось недолго.
Нонна Голикова: — Однажды, возвращаясь с репетиции, она увидела, извозчик вез Андрея, ее мужа, Берзина, с чемоданчиком, который был тогда у многих наготове, и под конвоем. Они даже не смогли попрощаться. Больше она его никогда не видела.
Валерий Малеванный, историк спецслужб: — Целый год шел судебный процесс. Мы знаем, что когда идут судебные процессы, все жены садятся в лагеря. Спустя годы на одном из торжественных приемов в Кремле Сталин предложит кинодиве: «Выполню любое ваше желание». Единственное, о чем попросит Орлова, это сообщить информацию о судьбе первого мужа. Сталин кивнул Берии и на следующий день ее вызвали на Лубянку.
Голос за кадром: — Чиновник НКВД скажет: «Андрей Берзин отбывает ссылку в Казахстане. Если хотите, мы можем воссоединить вас». Орлова поблагодарила за информацию и спешно покинула кабинет. В тот момент у нее была уже совсем другая жизнь.
Знаменитая сцена, когда домработница Анюта седлала быка. По сценарию, этот эпизод предназначался Леониду Утесову, но актер категорически отказался от рискованного трюка.
Нонна Голикова: — По сюжету, на быка должен был вспрыгнуть Утесов. И когда Гриша сказал: «Леня, давай!», он сказал: «Нет, не еврейское это дело, прыгать верхом на быка», а Люба сказала: «Я вспрыгну». Утесов был этим очень уязвлен, и их отношения испортились навсегда, между Любовь Петровной и Утесовым.
Голос за кадром: — За смелость Орлова дорого заплатила. Она слишком яростно охаживала быка веником, и в итоге животное ее сбросило. Актриса получила серьезную травму спины. Месяц пролежала в больнице. Но цели своей она добилась: режиссер обратил на нее внимание.
Нонна Голикова: — Она настолько сильно и ярко раскрывалась в ходе съемок как актриса, что сценарий переписывался. Ей отводилось очень скромное место, а в результате мы знаем, что «Веселые ребята» — это фильм Орловой. Но чем я была поражена, когда я посмотрела монтажный лист киносценария «Веселые ребята», я увидела, что она из десяти частей присутствует только в четырех. А ощущение, что это ее фильм, в первую очередь.
Голос за кадром: — О первой встрече с красавцем режиссером Григорием Александровым Любовь Орлова вспоминала так: «Я увидела голубоглазого золотоволосого бога и все было кончено». Александров долго искал актрису для новой комедии «Веселые ребята». По совету знакомых решил посмотреть игру Орловой в театре. Он был приятно удивлен и после спектакля отправился за кулисы.
Михаил Куницын, писатель, биограф Любови Орловой: — С этого момента, с этой первой встречи все было кончено в ее предыдущей жизни, в ее браке, романах была поставлена большая точка. И по сути дела, в семейной жизни Александрова тоже.
Голос за кадром: — Сравните две эти фотографии. На одной из них американский секс-символ 1930-х Марлен Дитрих, на другой икона советского кинематографа Любовь Орлова. Сходство образов двух кинодив неслучайно. Дело в том, что у Григория Александрова до встречи с Орловой был роман с Дитрих. Звучит парадоксально, но это именно так. Молодой режиссер в составе группы кинематографистов ездил в Голливуд изучать принципы работы киностудии. Там и познакомился со знаменитой актрисой.
Михаил Куницын: — Она влюбляется в него и он отвечает взаимностью. Рудольф Зиберт, муж Марлен, который в тот момент уже жил с русской танцовщицей. У них были сложные отношения. Марлен крутила свои романы. Но роману с Александровым он воспрепятствовал. Он сказал: «Русский уедет, а Джозеф Штернберг останется. И он будет делать с тобой фильм и фильмы в будущем, которые принесут тебе славу. Ты должна расстаться с русским». И она расстается и дарит на память Григорию Александрову пластинку, которую Александров сохранил у себя дома. И вот в альбоме, среди пластинок из коллекции Григория Васильевича и Любови Петровны сохранилась эта треснутая пластинка с этикеткой, на которой было написано (в переводе с английского) «Следуй за любовью снова».
Екатерина Рождественская, фотограф, редактор журнала: — Я видела во всяком случае много фотографий, где кто-то отрезан. Александров... Как мне говорили, это могла быть Марлен Дитрих.
Голос за кадром: — Свою новую любовь Григорий Александров создал по образу и подобию старой. Режиссер буквально заставил Орлову буквально изменить образ.
Михаил Куницын: — Он ее перекрасил, заставил вставить зубы, и, кстати, ходит легенда, что Александров посоветовал Марлен удалить два ребра для того чтобы у нее была потрясающая осиная талия. И якобы с этим предложением он обращался и к Орловой. У меня есть большие сомнения. Это достаточно сложная и серьезная операция, да вроде бы ее делали, но документальных свидетельств нет. И потом, женщины должны хранить свои секреты.
Виктор Мережко, народный артист: — Он ее сделал, он ее держал, ее вел до конца. Вот как хороший режиссер берет марионеток, кукольных, и начинает вести. Он, конечно, он ее вел. Как случилось, не знаю, он стал служить культу Орловой.
Голос за кадром: — Сразу после выхода комедии «Веселые ребята» образ Орловой становится национальным брендом. Правда, не без помощи Иосифа Сталина.
Нонна Голикова: — Она знала, что очень нравится Сталину. Она была его любимой актрисой, и Григорий Васильевич мне рассказывал, что известно, что Сталин дома каждый вечер смотрел хотя бы две части какого-нибудь фильма с ее участием.
Александр Шпагин, киновед: — Сталин постепенно становится главным продюсером. Он просматривает каждую картину, он продумывает ее на стадии производства. С каждым годом сильней и сильней, больше и больше.
Голос за кадром: — Именно с подачи Сталина «Веселые ребята» попали на большой экран. Ведь сперва фильм вообще запретили к показу. Нарком просвещения Бубнов назвал картину контрреволюционной. Только после того как комедию по совету Горького посмотрел Сталин, сказав знаменитые слова: «Словно в отпуске побывал», ее допустили в прокат. Так началась история восхождения Любови Орловой на кино-Олимп и ее непростые отношения с первым человеком страны.
Валерий Малеванный: — В конце 35-го или в 36-м в январе лично Сталин принимает Орлову у себя в Кремле. Он заинтересовался маленькой блондинкой, которая была на три сантиметра ниже самого вождя.
Наталья Бондарчук: — Говорят, «и минуй нас пуще всей печали и царский гнев, и царская любовь». Потому что там где царь, там скорей всего две вещи: и тортик, и секира. Я думаю, что под секирой они были довольно-таки часто, особенно Александров.
Нонна Голикова: — Григорий Васильевич должен был пережить шутку великого вождя. Тот спросил, как поживает Любовь Петровна, и сказал, что если у этой актрисы упадет хотя бы один волос «мы вас повесим». — «За что, Иосиф Виссарионович?» — «За шею». Была такая шутка.
Голос за кадром: — Завистники шептались: «У Орловой со Сталиным роман. В ее доме выделенная линия в Кремль. Да и брак с режиссером Александровым лишь ширма, чтобы прикрыть эти отношения». Что было на самом деле, теперь можно только догадываться. Расцвет карьеры актрисы пришелся на годы репрессий. Тогда не то что обсуждать, произносить имя вождя без весомого повода было опасно для жизни.
Нонна Голикова: — Любовь Петровна, она чем еще отличалась, она позволяла себе, и ей это прощалось, она не присутствовала на, вот теперь мы это знаем, сталинские посиделки, банкеты, в Кремле, на даче. Она никогда там не бывала, отдувался Григорий Васильевич, один. Ей это было все неинтересно, неприятно.
Наталья Бондарчук: — Они не боролись, они боялись, оба. Я уверена в этом. Невозможно было не бояться такого Молоха. Они, что, не знали, что творилось? Поэтому они оставались в системе, ну вот шаг вправо — расстрел, шаг влево — расстрел. И при этом они любили страну. Они любили этих людей, к которым они выходили.
Голос за кадром: — Когда Сталин уйдет, Любовь Орлова ни разу не прокомментирует их отношения.
Нонна Голикова: — Я была совершенно потрясена и шокирована, когда вскоре после смерти Сталина, во Внуково, мы сидели за столом у Любовь Петровны, и вдруг я слышу: «Наконец-то он сдох».
Наталья Бондарчук: — Она жила в этих рамках, она жила в этой золотой клеточке, но она понимала, что к ней относятся доброжелательно. Высшее, что могло быть в эту эпоху.
Голос за кадром: — Близкие актрисы вспоминают, она никогда не жаловалась, не говорила о проблемах, держала неизменную улыбку на лице.
Нонна Голикова: — Как шагала, как вытирала нос, она была настоящая, смотрела туда, сюда, она была очень настоящая. Она была советская, в хорошем смысле слова.
Голос за кадром: — Орлову часто упрекали в излишней требовательности к осветителям. Дескать, она настолько придирчива, что хочет, чтобы свет сгладил все ее морщины. А ведь на самом деле у актрисы была редкая болезнь, которая превращала съемки в настоящую муку.
Михаил Куницын: — Она страдала редкой болезнью под названием Меньера, светобоязнь. Представьте, кинозвезда, чья жизнь проходит постоянно в софитах, не выносила громких звуков и не выносила яркого света. И желтого цвета, он вызывал у нее физические мучения и страшные головокружения.
Наталья Бондарчук: — Как сложно было сниматься в то время. Это были диги, которые освещали лицо. Каждая сцена перестраивалась часами. Фильм снимался годами. Это была тяжелейшая работа.
Голос за кадром: — С годами к этой болезни прибавилась еще одна. Орлова панически боялась поклонников, и на это у нее были веские причины.
Нонна Голикова: — Водители отказывались ее возить, потому что публика хватала эти автомобили, раскачивала и стремилась их нести на себе, и роняла, и царапала, и калечила. И вообще Любе выйти из гостиницы было очень сложно. А все деревья вокруг гостиницы были увешаны мальчишками, которые старались в окне разглядеть, что там делает Орлова.
Голос за кадром: Но Орлову не только обожали, но и ненавидели. За красоту, сумасшедшую популярность, любовь Вождя. Однажды на гастролях ей передали необыкновенный букет — черные розы в обрамлении белых. Когда актриса взяла композицию в руки, сразу укололась о шипы. А после у нее началось заражение крови. Цветы были пропитаны ядом.
Валерий Малеванный: — Ей стало плохо, ее срочно вывезли, и лично Сталин, что как бы подтверждает, что лично Сталин любил ее, приказал послать самолет в Англию, и только там было противоядие против этого яда. Врачи кремлевские обнаружили, в течение суток, на следующий день из Англии привезли вот это противоядие. И оно спасло ее практически от смерти, она уже была на грани смерти.
Голос за кадром: — С тех пор актриса не принимала подарки, а проезжая на машине сквозь толпы поклонников, ложилась на пол. Но знали об этом только самые близкие.
Нонна Голикова: — Она беспрерывно, по всей стране, ездила с концертами. Такой популярности, как она, никто не имел, и наверно, не будет иметь. Но никогда никакого скандала. Орлова и скандал — вещи несовместимые. Она почти не давала интервью. При ее жизни хотели снимать документальный фильм о них, она отказалась.
Голос за кадром: — После съемок «Веселых ребят» Григорий Александров и Любовь Орлова поженились.
Екатерина Рождественская: — Не знаю, была ли это любовь или что, во всяком случае, это большое уважение, доверие, это понимание того, что хочет другой человек. Это не работа, это не рабочие отношения, совершенно точно.
Виктор Мережко: — Она была жесткой, конкретной, она была умна, он всегда был на втором месте, все-таки в тень немного уходил.
Наталья Бондарчук: — Конечно, Орлова состоялась благодаря Александрову. Но Александров, сто процентов, состоялся как режиссер благодаря Орловой. Она звезда, абсолютно, во всем. Но роль звезды всегда — это тяжко.
Голос за кадром: — За сорок два года брака звезда была верна мужу не только как женщина, но и как актриса. Она почти всегда снималась только в его фильмах.
Виктор Мережко: — Все-таки он был Александров, все-таки он не был тряпкой. Это было видно по всему, по разговору. Как женщина, Орлова могла чем угодно, капризом, шантажом, заставить его работать на себя. Но я не думаю, что это стоило ей громадных усилий. А так, по большому счету, они синхронно работали. Это был редкий союз.
Нонна Голикова: — Однажды я говорю: «Люба, наверно, тебя режиссеры рвут на части, почему ты так мало снимаешься? Тогда фильмы снимали полтора-два года. Она говорит: «А ты сама подумай, полтора-два года без Гриши. Для меня это невозможно». Она его боготворила. Так же как и он ее.
Ирина Карташева: — Он приходил на все спектакли. И всегда приносил цветы. Всегда. То есть он был такой красивый брак. Они были такими, из другого мира немножко.
Екатерина Рождественская: — То ли это было подсмотрено в Голливуде где-то, то ли еще что-то, они ж много путешествовали, но видимо у них были какие-то правила с Александровым жизни, наверно, они сами решали, как должна жить звезда, и как это все должно происходить. Такое впечатление, что в их комнате постоянно стояла какая-то камера и накручивала их ежедневную жизнь. И они все время, не могу сказать, что красовались, но наверно как-то воспринимали себя со стороны.
Голос за кадром: — Отношения актрисы и режиссера со стороны и правда смотрелись как кино. В разлуке они постоянно созванивались. Редкие гости в их доме видели, как Орлова тщательно следит за расписанием мужа. Но вокруг этого брака все равно было много сплетен.
Нонна Голикова: — Вообще о них столько вранья написано. Все вранье и сплетни.
Екатерина Рождественская: — Правильно, они были такого уровня, что можно было придумывать, додумывать, люди были публичные, на виду, но они не любили это, они ценили свою личную жизнь.
Голос за кадром: — В чем только не подозревали звездную пару, ее в романе со Сталиным, его — в нетрадиционной ориентации. Они ведь спят в разных комнатах и дома даже не общаются между собой. Только записки пишут.
Михаил Куницын: — То, что Орлова с Александровым якобы жили закрыто, только вдвоем, ничего подобного. С ними все время жила Ираида Алексеевна Бирюкова, родственница Александрова. И сейчас, когда интерпретируют переписку Орловой и Александрова, возникают какие-то бредовые мысли, что они между собой не общались вообще, а только записками. И приводят в пример: «Не пойти ли нам сегодня вечером в ресторан?» (записка Любови Орловой). «Да, с большим удовольствием» (записка Григория Александрова). «Давайте пойдем туда, где нас никто не будет беспокоить» (Любовь Орлова). «Я предлагаю пойти в ЦДЛ» (Григорий Александров). Идет переписка. Рассказчик делает вывод, что «видите, они даже между собой просто не разговаривали в обычной жизни». Да они сидели в этот момент на завтраке вместе с Ираидой Бирюковой, которая уже приготовила обед и ужин. И они не хотели ее огорчать, что они не придут на ужин. Это высокий уровень культурных и интеллигентных людей. Которые потом скажут: «У нас конференция, на которой мы должны присутствовать. К сожалению, на ужине дома нас не будет».
Виктор Мережко: — Отношения Орловой и Александрова вызывали массу пересудов. Они были на «Вы». Это в наше время смотрелось непонятно.
Ирина Карташева: — На гастролях всегда жили в разных номерах. Если он ездил с нами на гастроли, всегда разные номера. Но это воспринималось всегда, что вот они такие, они не совсем обыкновенные.
Голос за кадром: — Супруги всю жизнь были на «Вы» не потому что чужие, в знак уважения. Любовь Орлова хранила все записки Александрова, которые он писал ей практически каждый день.
Екатерина Рождественская: — А вот и его записка: «Добрый вечер, мое солнышко Любочка. Уезжаю в Киев, приветствую, обожаю и люблю Вас, желаю не переутомляться. Приеду утром 21-го и три часа готов слушать пьесу. Спокойной Вам ночи, самая дорогая и любимая. Ваш Гриб». И тут вот пылающее сердце нарисовано. Эти дневники, милые квитанции какие-то, сколько он платил за дрова. Это безумно романтично. Потому что я смотрю на мир того времени, 20-е — 30-е годы, глазами Александрова. Он оставил очень много фотографий, это черно-белые фотографии. Тем не менее, очень интересно смотреть, как он видел этот мир, как он видел Любовь Петровну. Где-то она зевает во весь рот на фотографии, где-то она улыбается. Такую жизнь, о которой никто не рассказывал, потому что ее все видели в фильмах, все видели в гриме, в прическе, а тут она совершенно другая, простая, молодая, улыбающаяся.
Наталья Бондарчук: — После того как ушла Любовь Петровна, я однажды увидела его на «Мосфильме». Это был потерянный человек. Это человек, который шел в никуда.
Голос за кадром: — С годами многочисленные поклонники Орловой все чаще задавали неудобные вопросы. В первую очередь, публику интересовало, почему звездная чета не обзаводится потомством.
Михаил Куницын: — Из зала кричали: «Любочка, что ж ты, наша дорогая, детишков-то не завела?». Она отвечала: «У меня есть свои зрители, у меня есть мои фильмы, и у меня есть Григорий Васильевич, который, поверьте, стоит целого десятка детей».
Голос за кадром: — В отличие от жены, Григорий Александров давал на этот неприятный вопрос куда более короткий и честный ответ: «Сначала не хотела, а потом не могла».
Михаил Куницын: — Какие дети? 34-й год, Орлова дебютирует в фильме «Веселые ребята». Ей тридцать два года. И тут же запускается следующий фильм. 36-й год. Ей тридцать четыре года. И далее, каждый год снимается картина. А беременность — это значит, ей нужно выйти из формы. Ей нужно посвятить это ребенку. И она сделала абсолютно правильно с точки зрения безупречной кинозвезды, она вся отдала себя творчеству.
Голос за кадром: — Но была ли счастлива Любовь Орлова, сделав этот правильный с точки зрения карьеры выбор? Она всех убеждала, что не любит детей. Ей долгие годы удавалось сохранять прекрасную фигуру, неизменную любовь зрителей. Но способно ли все это заменить радость материнства?
Наталья Бондарчук: — Плюс это или минус в ее карьере, я думаю, что это минус в ее судьбе. И что она в какое-то время, к концу жизни, безусловно, от этого могла страдать.
Ирина Карташева: — Пятидесятые годы. Что такое Париж, что такое Чаплин, что такое Сартр? А Любовь Петровна с Александровым ездят в Париж, ездят в Нью-Йорк, говорят от том, что они были в гостях у Чаплина, что они общались много раз с Сартром. Мы все слушали, раскрыв рот, и воспринимали как данное, что это птицы немного другого совершенно полета.
Екатерина Рождественская: — Я была несколько раз у нее на даче. И меня поразило огромное количество фотографий на стенах. Причем, там была Софи Лорен, Чарли Чаплин, Марлен Дитрих, с подписями, какими-то замечательными словами, Я ходила как по фотогалерее, рассматривала вот эти все посвящения...
Голос за кадром: — Об их шикарной даче во Внуково складывают легенды. К слову, именно в доме звезды снимался первый клип певицы Алсу. Огромный ковер работы Пикассо в зале. Настоящее подмосковное имение с целым гектаром грибного леса.
Екатерина Рождественская: — Больше всего меня удивила ванна Любовь Петровны. Потому что я первый раз увидела, это сейчас мы привыкли ко всему, ванна была утоплена в пол, как маленький такой бассейн. То есть не надо было в нее залезать как обычные земные люди. Я спросила, почему? Сказали, что Александров решил, что такой великой женщине не подобает задирать ногу и залезать в ванну. Она должна спускаться в реку как богиня.
Михаил Куницын: — Советским людям просто невозможно было себе представить такой уровень жизни.
Валерий Малеванный: — В 38-м году Любовь Орлова начинает строить во Внуково дачу. И Ежов возбуждает на нее уголовное дело. Но в это уголовное дело вмешался лично Сталин. Любовь Орлову вывели из этого дела. Посадили по этому делу на пятнадцать лет только прораба, начальника строительного управления и директора оптовой базы, который поставлял на эту дачу ей материалы. Ходили слухи, что во время гастролей Орлова получала гонорар в три тысячи рублей за выступление, при максимальной ставке в 750. Якобы за меньшую сумму артистка отказывалась работать. Возможно, что так оно и было. Вот только назвать Любовь Петровну жадным человеком мало у кого повернется язык.
Михаил Куницын: — Я знаю цитату Фаины Раневской, которая про Орлову сказала так: «Сказать, что Любочка добра, это как сказать, что Толстой — писатель не без таланта». Ее доброта и отзывчивость были, по сути дела, безграничны.
Ирина Карташева: — Любовь Петровна была, главным образом, звезда кино. И она и в театре не вмешивалась ни в какие, не то что даже сплетни, но театральную закулисную жизнь.
Нонна Голикова: — Она была все-таки чуть «вне». Я помню рассказы Григория Васильевича. Когда из настигла война, они были в Прибалтике. И как все бросились к поезду, чтобы ехать в Москву и нельзя было попасть, и не было билетов. Но для Орловой всегда все было. И на перроне люди часто к ней подбегали, умоляли. Она шла к начальнику вокзала и доставала билеты, отправляла людей.
Голос за кадром: — К знаменитой артистке мешками приходили письма с просьбами о помощи. Она все их читала, и как могла, старалась помочь. Пользуясь деньгами, связями и своим именем.
Михаил Куницын: — Старые артисты театра Моссовета, когда уже Орлова после 47-го года пришла играть в театр Моссовета, рассказывали интереснейшую историю. Рабочий сцены, из деревни, решил отметить день рождения у себя дома. Пригласил всю свою деревню, всех своих знакомых, и каждого знаменитого артиста театра Моссовета пригласил к себе в гости. Там играли Фаина Раневская, Вера Марецкая, Ростислав Плятт, ну и конечно, Любовь Орлова. В означено время, в шесть часов, собралась вся деревня. Раздается звонок в дверь. На пороге стоит Любовь Орлова. Она дала согласие прийти в гости. И как человек обязательный, она пришла. Она пробыла пятнадцать минут, она произнесла добрые слова, она поздравила с днем рождения, сослалась на занятость, на съемки, на важные встречи, поклонилась и ушла. Все сидели в оцепенении.
Голос за кадром: — Еще в большем оцепенении пребывали сотрудники театра Моссовета, когда в начале 70-х, после долгого перерыва Любовь Орлова приехала навестить старых коллег. Все та же стройная талия, идеальная походка, безупречный макияж, и нестареющий голос. Поговаривали, что секрет ее вечной молодости — пластическая хирургия. Якобы артистка регулярно делала пластику за рубежом.
Виктор Мережко: — Делала ли она пластику или не делала — не знаю. Мы тогда о пластике вообще не думали. Мы не понимали, что есть пластика. Ну говорили, что она с лицом себе якобы что-то делала. Но никто не может это доказать. Сама Орлова от комментариев, как обычно, воздерживалась. Да и ее близкие до сих пор стараются обходить эту тему стороной. Конечно, Орлова за собой тщательно следила. Незадолго до смерти, находясь в больнице, она попросила в палате установить балетный станок. Привыкла за всю жизнь заниматься по сорок минут в день и останавливаться не хотела. Даже несмотря на боль.
Нонна Голикова: — Как, собственно, она ощутила эту болезнь? У нее разлилась желчь и пожелтело лицо и белки глаз. Первая реакция для женщины? Она позвонила моей маме и попросила привезти кофточки и губную помаду того цвета, который максимально бы нивелировал бы изменение цвета лица. Это первое, что она сделала.
Виктор Мережко: — В кулуарах, в общем-то, все хихикали, потому что Орлова должна была играть девочку от восемнадцати лет до бесконечности, издевались. Маразм... или еще что-то, в общем, придумывали всякие глупости. А я говорил, что мне кажется, вот извините, Любовь Петровна, но Вам играть девушку, тем более, она купается, плавает в озере, не следует, наверное, вам придется брать дублершу. «Ну, Вы знаете, Вы считаете, что я так уж плохо выгляжу?». «Нет, — говорю, — Вы не так плохо выглядите, но как-то возраст есть возраст».
Наталья Бондарчук: — Там были ухищрения невероятные совершенно. Ведь она играла там восемнадцатилетнюю девочку. Там раздевали какую-то девочку, входила в воду другая девочка, выходила Орлова и так далее. Это нельзя никогда делать, нельзя.
Ирина Карташева: — Единственное, что меня поразило, ну я даже не знаю, нужно ли об этом говорить, что у гробы, вот вы знаете, всегда сидят близкие, родные или очень близкие. Как-то было очень мало народа, я еще тогда подумала, а где друзья, близкие и были ли они?
Нонна Голикова: — Люди отказывались верить в ее смерть. И он мне показал одно письмо, где женщина, автор письма, восклицала: «Неужели ничего нельзя сделать? Не может быть, чтобы она умерла, и ничего нельзя сделать».