Резьба по камню в Китае
Мировой известностью пользуются китайские резные изделия из камня. Искусство резьбы из твердых горных пород было известно в Китае с глубокой древности и уже в первом тысячелетии до нашей эры достигло высокого совершенства, о чем свидетельствуют археологические находки.
Глубокое понимание материала и его особенностей, а также замечательная техника обработки позволяли народным мастерам создавать в то время великолепные украшения, символические изображения, сосуды, фигуры и другие изделия, которые высоко ценились и служили украшением дворцов и одежды чиновной знати. В настоящее время резьба по камню продолжает развиваться в целом ряде центров на юге и на севере страны. Особой известностью пользуются тонкие по исполнению изделия Пекина и Шанхая, где работает много талантливых мастеров.
Обработка камня требует от мастеров огромного труда и большого опыта.
Используя природную красоту материала, его структуру и цвет, мастер обычно намечает композицию и обрабатывает камень при помощи стальных инструментов на простом ножном станке.
Рекомендуем:
Белла-Роза.ру — здесь вы можете букет из 51 розы купить, сделав заказ по интернету или позвонив по телефону.
Часто в процессе обработки камня какое-нибудь неожиданно выступившее пятно или прожилка заставляют изменять композицию, а иногда и форму изделия.
В настоящее время в государственных мастерских для облегчения труда мастеров пытаются применять электромоторы для сверления и шлифования камня, что позволяет значительно ускорить весь процесс обработки изделия.
Пекинские мастера широко используют для своего творчества не только нефрит, но также и его разновидности — нефритовый камень и жадеит, отличающиеся красотой расцветок. Для более мелких изделий часто применяется мягкий агальматолит, легко поддающийся обработке.
Используют также горный хрусталь, кварц и даже бирюзу.
В Пекине творчество мастеров-резчиков тесно связано с традициями прошлого. Треножники классической формы, вазы в виде бронзовых древних сосудов с подвесными кольцами на ручках, изображения животных и птиц, а также украшения в виде подвесок — все это по своему характеру очень близко к изделиям прошлых веков. Новые сюжеты и формы занимают еще незначительное место в творчестве пекинских мастеров. Для выставки прикладного искусства народным скульптором Лю Ши-мином была исполнена из камня группа, изображающая современную семью, что указывает на стремление к поискам новых путей для дальнейшего развития этого вида прикладного искусства.
Резные изделия мастеров Шанхая по своему характеру близки к пекинским. Здесь также можно видеть великолепное знание художественных традиций прошлого. Чувство скульптурной формы и глубокое понимание материала позволяют народным мастерам Шанхая создавать изделия, высокие по своему художественному качеству. Особой изысканностью отличаются изделия из халцедона, агата и горного хрусталя. О богатстве скульптурных приемов шанхайских мастеров можно судить по изделиям из коралла, которые еще в XVIII веке высоко ценились в европейских странах. Статуэтка прославленной красавицы древности Си-ши, исполненная из коралла в 1950 году, несмотря на известную стилизацию, полна пластической выразительности.
Сложной композицией отличается также декоративная ваза, вырезанная из темно-розового коралла и украшенная красиво расположенными ветками вьющихся роз. С большим пониманием материала мастер использовал теплый по тону цвет самого материала, который прекрасно сочетается с изображением тонко вырезанных роз.
Особо широкой популярности достигла народная скульптура из камня, выполняемая в провинциях Фуцзянь и Чжэцзян. Здесь, в деревнях, художественная резьба из агальматолита (или, как его часто называют, жировика) является подсобным промыслом крестьян. Из агальматолита, сравнительно мягкого камня красивых зеленоватых и розово-серых оттенков, крестьяне вырезают разнообразные изделия и мелкую скульптуру.
Резчики Фуцзяни создают живые образы окружающей их богатой природы Южного Китая. Мастер Хуан Хэн-сун с большим искусством выполняет скульптурные группы животных. Небольшая статуэтка его работы, изображающая буйволов, свидетельствует о пристальном внимании и непосредственном наблюдении животных, переданных жизненно и пластично. Мастер Го Гун-сэнь создал трогательный образ девочки-пастушки. Прекрасный художественный вкус виден в работах резчика Линь Шоу-шэнь, который создает красивые по форме пепельницы, стопки для кистей и другие изделия, предназначенные для широкого распространения в быту.
С пониманием назначения предмета выполнена Линь Шоу-чжанем небольшая пепельница из агальматолита в форме листа лотоса с маленькими крабами.
Большой народный вкус также ярко проявляется и в резных изделиях провинции Чжэцзян, где выполнение скульптуры из камня получило особо широкое распространение. Поражает сложностью своей композиции работа народного мастера Лю Су-цзу, создавшего из розовато-серого агальматолита подставку для лампы в виде ствола дерева, оплетенного виноградной лозой, среди гроздьев и листвы которого изображены белки и птицы.
Одним из замечательных мастеров Чжэцзяна является также Пань Юй-чэнь, который в своей скульптуре «Бессмертная мать» сумел отразить героизм корейской женщины, выступившей против иностранных захватчиков. Его же группа «Крестьянка, рабочий и солдат» привлекает внимание не только своим пафосом, выразительностью образов, но также и умелой передачей единства всех фигур. Эти современные образы свидетельствуют о настойчивых поисках новых творческих путей, о новых замыслах, которые, несомненно, с каждым годом будут все более находить свое яркое воплощение в работах народных скульпторов.
Огромные сдвиги, происходящие в общественной жизни страны, не могли не отразиться в их искусстве. Все чаще привычные фигуры божеств и легендарных персонажей сменяются новыми, живыми образами действительности. Народные скульпторы и резчики по камню в течение последних лет настойчиво стремятся к созданию новых образов современности, которые дороги и понятны широким народным массам. Они стремятся к изготовлению красивых массовых изделий, которые служили бы украшением как общественных зданий, так и жилищ трудящихся, радуя свежестью замысла и благородством формы.