Джандараканд — лунный камень
«Среди жителей Индии распространен рассказ о лунном камне, и они его называют джандараканд, то есть «лунные лучи», — так пишет Бируни в своем трактате. Об этом камне существует множество легенд и поверий. Говорят, что на его поверхности появляется белое пятно, которое растет по мере того, как увеличивается сияние луны до полнолуния, а затем начинает тускнеть и исчезает, когда луна на ущербе, чтобы вновь появиться при новолунии. Индийцы утверждают даже, что если положить камень в темном месте, из него каплет вода. И вода эта целебна, она как будто бы излечивает черную меланхолию и жестокие лихорадки...
Минера этот чрезвычайно редок, каждая его находка представляет исключительный интерес. Его встречали на Цейлоне, находили в Норвегии и США. В России он найден только в «минералогическом раю» — Ильменском заповеднике на Урале да в Прибайкалье близ поселка и станции Слюдянки по речкам Талой и Малой Быстрой. Одним из первых в России в конце XVIII века на этот камень обратил внимание академик Василий Михайлович Севергин. Он описал его под названием «адуларий», или «отливающий шпат». Итальянцы называют его «жиразоль», то есть «поворачивающийся за солнцем». Это не совсем точно, потому что камень отсвечивает голубоватым лунным сиянием. Другой крупнейший знаток самоцветов, академик А.Е. Ферсман, считал, что лунный камень древних — это жемчужный полевой шпат.
Ограненный лунный камень собирает в Индии — на выставках или в магазинах — толпы любителей и знатоков камня.
Любопытно, что повсеместно рядом с лунным камнем в жилах крупнозернистых гранитов, называемых геологами пегматитами, всегда встречается еще один редкостный камень — гелиолит. Гелиос — лучезарный бог солнца. Минерал необычайно красив: стоит его повернуть на солнышке, как в самой его глубине вспыхивают красные сполохи. В России гелиолит известен на Урале в Ильменах и близ поселка Слюдянки в Прибайкалье, есть и еще одно место, где найден гелиолит. Лунный камень пока скрывается от нашего взора.
В 1832 году немецкий доктор К.Г. Фидлер путешествовал по берегам Селенги в окрестностях станицы Верхнеудинской (ныне г. Улан-Удэ). Ниже станицы, там, где теперь в теснине бьются бурные воды реки под железнодорожным мостом Транссибирской магистрали, он нашел валуны с крупными вкраплениями гелиолита. А потом сделал и еще одну находку: в 17 верстах от окраины Верхнеудинска, у деревни Уточкиной, увидел придорожный утес с жилами пегматитов. По описанию Фидлера, весь утес представляет собой кусок мощной пегматитовой жилы. Солнечный камень находится здесь довольно большими массами, так что «может быть употреблен на вазы до 1—2 футов размера». Цвет гелиолита в скалах светло- или темно-серый, красновато-бурый, иногда переходит почти в коричневый, а местами бледно-красный, цвета потухающей зари или нежных телесных оттенков.
Есть место под скалой, что расположилась в устье Уточкиной пади, с которого в полдень можно увидеть яркий блик размером в несколько квадратных метров; надо только выждать, когда солнце выглянет из-за облака, и тогда сверкнет на вас розовым зеркалом.
Значит, рядом со столицей Бурятии, в одном из мест отдыха трудящихся, есть заповедный уголок, где оставило свой каменный след Солнце, по еще никто не обнаружил следа лунного.
Если вам когда-либо случится мчаться на рассвете мимо росных трав левобережья Селенги к Байкалу, притормозите: не высветит ли красноватый сполох гелиолита. А ночью, когда в размывах облаков выглянет луна и черный асфальт будет катиться под колеса, не спешите: утес покажется таким загадочным и таинственным, лунные блики мерцают на его боках. Здесь должен быть лунный камень!