Главная страница
Она...
Биография Орловой
Досье актрисы
Личная жизнь
Круг общения Партнеры по фильмам Даты жизни и творчества Кино и театр Цитаты Фильмы об Орловой Медиа Публикации Интересные факты Мысли об Орловой Память Статьи

на правах рекламы

ковер черно белый

Г.В. Александров

В 1933 году состоялась встреча Любови Орловой с Григорием Васильевичем Александровым, которая сыграла решающую роль в ее дальнейшей судьбе. Она стала его женой, его другом, его героиней и, вероятно, его ангелом-хранителем. Люди, которые их знали, свидетельствуют, что это была на редкость гармоничная пара. История их знакомства давно обросла множеством легенд. Наиболее вероятной выглядит история о том, что режиссер Александров искал исполнительницу главной роли в его новой музыкальной картине, которая позднее получила название «Веселые ребята». Друзья посоветовали сходить в театр Немировича-Данченко на спектакль «Перикола», в котором играла новая прима — Любовь Орлова. 23 мая 1933 вместе с художником Петром Вильямсом, который был автором многих декораций Музыкального театра, режиссер посмотрел спектакль. Увидев актрису на сцене, Александров сразу решил, что она идеально подойдет на роль домработницы Анюты. Он только сомневался, согласится ли Орлова на эту роль. После представления режиссер прошел за кулисы, и Вильямс познакомил его с Любовью Орловой. Сама актриса позднее говорила, что для нее это была любовь с первого взгляда: «Я увидела голубоглазого золотоволосого Бога, и все было кончено». На следующий день Александров пригласил Любовь Орлову на юбилейный концерт Собинова в Большом театре. После этого они долго гуляли по городу. Именно тогда Александров предложил Орловой сниматься в его фильме. Конечно, она согласилась. Можно сказать, что с этого момента судьба Любови Петровны была решена. Она нашла своего режиссера и свою любовь. На тот момент Александров был женат на Ольге Ивановой, выступавшей в ансамбле «Синяя блуза», у него подрастал сын Дуглас (Василий), который родился 19 мая 1925 года. У Любови Орловой в то время был роман с австрийским инженером Францем. Но взаимная любовь проявилась довольно быстро, уже осенью, во время съемок «Веселых ребят» в Гаграх актриса рассталась с Францем. Александров тоже вскоре развелся с женой. В январе 1934 года они поженились и прожили вместе 42 года. До конца жизни называли друг друга на Вы. Все картины, прославившие актрису: «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Весна» были сняты Александровым. Именно он настоял перед съемками «Веселых ребят» на том, чтобы Люба сменила цвет волос и стала блондинкой. Он создал образ, который так полюбился советским зрителям. Детей у звездной пары не было. Александров говорил об этом спокойно: «Сначала Люба не хотела, а потом не получалось». До конца жизни у них сохранялись очень теплые отношения. Они очень любили свою дачу во Внукове. Жили замкнуто. В гости к ним приходили только самые близкие друзья: Фаина Раневская и Ростислав Плятт. Когда Александров узнал, что у жены рак, он сказал: «Хорошо, что она первая», был рядом с ней до самого конца. Орлова ушла из жизни в январе 1975 года. В сентябре 1978 года от инфаркта умер единственный сын режиссера. Григорий Васильевич заключил брак с его вдовой Галиной. Она ухаживала за пожилым режиссером, привела в порядок его архив, перепечатала дневники. Он сделал ее своей наследницей. Александров пережил свою жену на восемь лет. Умер в 1983 году.

Биография

Григорий Васильевич Александров — русский советский сценарист, актер и режиссер.

Григорий Васильевич Мормоненко родился 10 (23 по новому стилю) 1903 года в семье уральского горнорабочего. По другим сведениям, его отец, Василий Григорьевич Мормоненко, был хозяином гостиницы и большого ресторана «Сибирь».

С 1912 года (тогда ему было девять лет) работал рассыльным в Екатеринбургском оперном театре. После этого занимал должности помощника реквизитора, электротехника, помощника режиссера.

В 1917 году окончил музыкальную школу по классу скрипки в Екатеринбурге.

В 1920 году окончил режиссерские курсы Рабоче-крестьянского театра при Губнаробразе. Был назначен инструктором отдела искусств Губобразнадзора. В его обязанности входил контроль над репертуаром кинотеатров, он также занимался монтажом и переделкой старых фильмов, приспосабливал их под новую идеологию.

С 1921 года стал актером В Московском первом рабочем театре Пролеткульта. Тогда же познакомился с Сергеем Эйзенштейном. Вместе с ним они создали несколько спектаклей. Эйзенштей поставил экспериментальный спектакль по мотивам пьесы А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» с использованием цирковых трюков. Александров сыграл в нем Глумова. В те годы был популярен ансамбль «Синие блузы». Александров женился на одной из его участниц — Ольге Ивановой. 19 мая 1925 года у них родился сын. Его назвали Дуглас, в честь американского киноактера Дугласа Фербенкса.

В 1924 году помогал Эйзенштейну в работе над его первыми фильмами «Стачка» и «Броненосец Потемкин». Снимается в них как актер. Картины вышли на экраны в 1925 году.

В 1927 году выступил как соавтор и сопостановщик фильмов Эйзенштейна «Октябрь» и «Старое и новое».

С 1929 года по 1932 вместе Эйзенштейном и оператором Э.К. Тиссэ работал в США, где обучался мастерству у коллег в Голливуде. В те годы он познакомился с Чарли Чаплиным. Дружеские отношения они поддерживали и позже.

В 1932 году во время поездки в Мексику снимает фильм «Да здравствует Мексика!». К сожалению, фильм не закончили. Из отснятого материала в 1979 году смонтировал фильм, который на Московском международном кинофестивале получил почетный приз «За выдающееся и непреходящее значение для развития мирового киноискусства».

В 1932 году вернулся в Советский Союз и по личному приказу Сталина снял фильм «Интернационал», в котором прославлялся Сталин и его политика.

В 1933 году Александров встретился со Сталиным на даче. Вождь поручил ему снять комедию для советского зрителя. Главную роль в картине должен был сыграть Леонид Утесов. Музыку для фильма написал М. Дунаевский. Тексты для песен — В.И. Лебедев-Кумач. На роль Анюты была утверждена Любовь Орлова. Съемки фильма проходили летом в Подмосковье и осенью в Гаграх. Вскоре Александров развелся с женой. В январе 1934 года он женился на Любови Орловой.

В 1934 году фильм «Веселые ребята» вышел в прокат. Картина имела огромный успех. В этой музыкальной комедии режиссер соединил эксцентрические и цирковые трюки, приемы мюзик-холла и оперетты. Александрову несомненно помог опыт Голливуда, но только ему удалось органично соединить жанровое начало с официальными идеологическими директивами. Именно с этой картины начался «звездный путь» актрисы Любови Орловой. Песня «Марш веселых ребят», прозвучавшая в кинофильме, стала тогда одной из самых популярных песен среди народа. Фильм «Веселые ребята» получил признание и за рубежом. В 1934 году картина (под названием «Москва смеется») получила приз на Венецианском фестивале.

В 1936 году Александров снял еще одну музыкальную комедию «Цирк», в основу которой был положен сценарий И. Ильфа, Е. Петрова и В. Катаева (сценарий был изменен режиссером, авторы отказались от своей подписи). В этой картине главную героиню играла Любовь Орлова. В финале прозвучала песня, ставшая общенародной, — «Песня о Родине» («Широка страна моя родная»). Только за первый месяц проката фильм увидели пять миллионов человек. Фильм получил Высшую премию на Международной выставке в Париже в 1937 году. В этом же году по личному поручению Сталина Александров снял и смонтировал фильм «Доклад товарища Сталина о проекте Конституции СССР на Чрезвычайном VIII съезде Советов».

В 1938 году режиссер выпустил фильм «Волга-Волга», в котором роль почтальона Стрелки, простой талантливой девушки, сыграла Любовь Орлова. Картина имела оглушительный успех.

В 1940 году Александров снял фильм «Светлый путь», в котором показывалась счастливая жизнь в СССР и большие возможности для советского человека.

Война застала Александрова в Риге, где он отдыхал с женой. Пришлось срочно возвращаться в Москву. В июне большинство мужчин Московского дома кино входили в отряды противовоздушной обороны. Во время одного из налетов Александров получил контузию, повредил позвоночник. Но это не помешало ему буквально через несколько дней приступить к работе над «Боевыми киносборниками». В одном из них в роли ведущей, почтальона Стрелки из фильма «Волга-Волга», участвовала и Любовь Орлова.

В конце октября Александрова и Орлову вместе с другими сотрудниками «Мосфильма» эвакуировали в Алма-Ату. Позднее режиссера пригласили в Баку, чтобы он возглавил местную киностудию. На ней он курировал все фильмы, котрые там снимались. Совместно с режиссерами М. Микаэловым и Р. Тахмасибом Александров снял фильм под названием «Одна семья». Однако картина на экраны так и не вышла из-за отсутствия в ней даже минимальных художественных достоинств.

В 1943 году Александрову было предписано вернуться в Москву в должности художественного руководителя «Мосфильма».

В 1947 году Александров снял еще одну музыкальную комедию. В главной роли в фильме под названием «Весна» снималась Любовь Орлова.

В 1947 году режиссер снял фильм «Встреча на Эльбе».

С 1951 по 1957 год был художественным руководителем режиссерского курса во ВГИКе.

В 1954 году вступил в КПСС.

В 1960 году режиссер снял фильм «Русский сувенир». Средства на съемки были потрачены немалые, но фильм получился неудачным и на экраны не вышел.

В 1963 году Александров поставил на сцене театра имени Моссовета пьесу Дж. Килти «Милый лжец». В ее основе — переписка Бернарда Шоу и актрисы Патрик Кэмпбелл. Главную женскую роль играла Орлова. Премьера «Милого лжеца» прошла в Выборгском дворце культуры при аншлаге в двухтысячном зале. Успех был полный — занавес для выходов на аплодисменты давали около тридцати раз.

Александров писал мемуары, выступал на юбилейных вечерах, открывал мемориальные доски.

В содружестве с Д. Васильевым он снял телефильмы «Ленин в Швейцарии» (1965) и «Накануне» (1966). Еще один телефильм «Десять дней, которые потрясли мир» (1967) был создан им вместе с английским кинематографистом М. Дарлоу.

В 1972 году Александров снял свой последний художественный фильм «Скворец и лира», с Любовью Орловой в главной роли. Эта картина тоже получилась неудачной и на большой экран не попала.

В 1976 году Александров вышла его книга воспоминаний «Эпоха и кино».

В 1976 на базе материалов, снятых группой Эйзенштейна в Мексике в 1932 году, смонтировал фильм «Да здравствует Мексика!». Картина получила приз Московского международного фестиваля.

В 1983 году снял документальный фильм «Любовь Орлова», о своей жене.

16 декабря 1983 года Григорий Васильевич Александров умер от инфекции почек в Кремлевской больнице. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Фильмография

1927 — «Октябрь» (сорежиссер)

1929 — «Старое и новое»

1930 — «Спящая красавица» (сценарий)

1930 — «Сентиментальный романс» (Le Romance sentimentale)

1932 — «Интернационал»

1934 — «Веселые ребята»

1936 — «Цирк»

1937 — «Доклад тов. Сталина о проекте Конституции СССР на VII Чрезвычайном Съезде Советов»

1938 — «Волга-Волга»

1938 — «Первое мая»

1940 — «Светлый путь»

1940 — «Время на солнце» (документальный)

1943 — «Одна семья»

1944 — «Каспийские люди»

1947 — «Весна»

1949 — «Встреча на Эльбе»

1952 — «Композитор Глинка»

1958 — «Человек человеку»

1960 — «Русский сувенир»

1965 — «Перед Октябрем»

1965 — «Ленин в Швейцарии»

1966 — «Накануне»

1967 — «Десять дней, которые потрясли мир» (снял вместе с английским кинематографистом М. Дарлоу)

1974 — «Скворец и Лира»

1979 — «Да здравствует Мексика!»

1983 — «Любовь Орлова» (документальный)

Награды и премии

1934 — премия за режиссуру, фильм «Веселые ребята» (Международный кинофестиваль в Венеции)

1935 — звание «Заслуженный деятель искусств»

11 января 1935 — орден Красной Звезды

1937 — Гран-при, фильм «Цирк» (Международная выставка декоративных искусств в Париже)

1939 — орден Ленина

1940 — Юбилейный значок «ХХ лет советской кинематографии»

1941 — Сталинская премия первой степени за фильмы «Цирк» и «Волга-Волга»

1947 — приз за оригинальный сюжет, фильм «Весна» (Международный кинофестиваль в Венеции)

5 июня 1948 — звание «Народный артист СССР»

1949 — приз, фильм «Встреча на Эльбе» (Международный кинофестиваль в Братиславе

1949 — приз, фильм «Встреча на Эльбе» (Международный кинофестиваль в Готвальдове)

1950 — приз, фильм «Встреча на Эльбе» (Международный кинофестиваль в Марианских Лазнях)

1950 — орден Ленина

1950 — Сталинская премия первой степени за фильм «Встреча на Эльбе»

1953 — приз иностранных критиков лучшему фильму, фильм «Композитор Глинка» (Международный кинофестиваль в Локарно)

1953 — почетный диплом, фильм «Композитор Глинка» (Международный кинофестиваль в Эдинбурге)

1953 — орден Трудового Красного Знамени

1963 — орден Трудового Красного Знамени

1967 — орден Трудового Красного Знамени

1973 — звание «Герой Социалистического Труда»

1973 — орден Ленина

1979 — приз FIPRESCI, фильм «Да здравствует Мексика!» (Международный кинофестиваль в Москве)

1979 — приз (Международный кинофестиваль в Венеции)

21 января 1983 — орден Дружбы народов

 
  Главная Об авторе Обратная связь Ресурсы

© 2006—2024 Любовь Орлова.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.


Яндекс.Метрика