Главная страница
Она...
Биография Орловой
Досье актрисы
Личная жизнь
Круг общения Партнеры по фильмам Даты жизни и творчества Кино и театр Цитаты Фильмы об Орловой Медиа Публикации Интересные факты Мысли об Орловой Память Статьи

на правах рекламы

Каталог бытовых кеттельных машин.

На закате карьеры и жизни (1960—1975)

В шестидесятых годах Любовь Орлова не снималась в кино, да и в театре занятость была небольшая. Она очень много концертировала. По ее собственным подсчетам, она объездила больше ста пятидесяти городов страны. Вот некоторые из них: Кострома, Лиепая, Рыбинск, Ковров, Калуга, Казань, Рязань, Оренбург, Орск, Новотроицк, Куйбышев, Днепропетровск, Целиноград, Махачкала, Буйнакск, Каспийск, Хасавюрт... Концерты в провинции, помимо всего прочего, приносили неплохой доход. Да и зрители, не избалованные приездом столичных артистов, принимали Орлову с восторгом.

В 1966 году супруги переехали в новую квартиру на Большой Бронной улице, дом 29, квартира 21.

В 1970 году Любовь Петровна участвовала в спектакле-концерте, о котором впоследствии не упоминала. Постановка посвящалась 100-летию Ленина. Премьера спектакля «Ленину посвящается» состоялась за четыре дня до юбилея — 18 апреля. Эта постановка имела политическое, а не художественное значение. Незамысловатая композиция: отрывки из хрестоматийных произведений русской классики — поэм, пьес, романов, которые любил основатель Советского Союза. Продолжительность каждого эпизода от трех до восьми минут. Радищев, Герцен, Чернышевский, Тургенев, Горький, другие прозаики. Между двенадцатью сценками шли поэтические и музыкальные вкрапления. Участвовала вся труппа театра. Любовь Петровна читала страстные стихи Тютчева об Июльской революции 1830 года во Франции.

Внучатая племянница актрисы, драматург Нонна Юрьевна Голикова вспоминала забавный эпизод, когда Любовь Орлова приехала к ним с вещами и сказала, что поставила ультиматум Григорию Васильевичу, и вернется домой только когда он напишет новый сценарий. Александров тут же позвонил и принялся ее уговаривать, мол, уже написаны несколько новых страничек, а ее отсутствие делает дальнейший творческий процесс невозможным. В конце концов Александров уговорил жену, и она вернулась домой. Сценарий, вокруг которого разгорелся семейный скандал, с течением времени трансформировался в фильм «Скворец и Лира».

Фильм «Скворец и Лира» принес супругам больше вреда, чем пользы, сделав их объектом многочисленных насмешек. Во время обсуждения картины в кабинете генерального директора «Мосфильма» председатель Государственного комитета СССР по кинематографии Ф.Т. Ермаш откровенно смеялся над ней, награждая не самыми лестными эпитетами. Фактически Орлова играла в этом фильме несколько ролей: медсестру (мирная специальность Людмилы, главной героини), лейтенанта государственной безопасности, домоправительницу Катринхен, светскую львицу Мадлен и — в последних кадрах — московскую пенсионерку. Любовь Петровна всегда прилагала максимум стараний, чтобы выглядеть на экране как можно красивее. В этой картине ей нужно было выглядеть не просто красивой, но и молодой. В ход шли трюки со светом, бьющим прямо в лицо и сглаживающим морщины, в огромных объемах использовалась импортная «антивозрастная» косметика. Но возраст не скроешь. Все, кто увидел хотя бы отрывки фильма, тут же принялись его высмеивать на все лады. В кулуарах «Мосфильма» картину называли пренебрежительно — «Склероз и липа», «Склероз и климакс». Фильм в прокат так и не вышел.

Последняя роль в театре, которую сыграла Любовь Орлова, досталась ей благодаря старинной подруге Фаине Раневской. С 1966 года в театре имени Моссовета показывали спектакль американского драматурга Джона Патрика «Странная миссис Сэвидж». В роли миссис Сэвидж была Фаина Раневская. Оригинальная трогательная трагикомедия со счастливым финалом пользовалась успехом у зрителей. За шесть лет Фаина Георгиевна сыграла Сэвидж примерно 100 раз. После этого она решила уйти из театра. Директор театра Л.Ф. Лосев предложил эту роль Орловой, но та заявила, что не согласится, пока ее не попросит сама Фаина Раневская. Фаина Георгиевна позвонила Орловой: «Любочка, если я кому могу отдать Сэвидж, так только вам. Сама я играть уже не в состоянии. Да и не хочется участвовать в такой самодеятельности».

Тем временем приближался семидесятилетний юбилей Орловой, который она не собиралась отмечать. Всеми способами актриса пыталась утаить от окружающих круглую дату, жертвуя поздравлениями, юбилейными торжествами и, возможно, наградой. Фраза насчет вечных тридцати девяти лет по-прежнему оставалась ее излюбленным афоризмом. Роль Сэвидж Орлова сыграла с большим вдохновением, и публика хорошо приняла обновленный спектакль.

Во второй половине 1973 года у Любови Петровны начались серьезные проблемы со здоровьем. Добавилась еще одна неприятность, на единственную роль, которая у нее осталась, ввели вторую исполнительницу, приму театра Веру Марецкую. Первый раз Марецкая сыграла миссис Сэвидж 27 декабря 1974 года. В программке спектакля указывались две исполнительницы этой роли, две народные артистки СССР. По неписаным законам театральной этики артисты одинакового ранга играют поочередно. Но вот прошел январь, за ним февраль, а Любовь Петровну на спектакль не ставят. Только 9 марта она вышла на сцену в роли Сэвидж, затем еще сыграла в трех спектаклях подряд. В апреле играла с Марецкой поочередно. Однако это продолжалось недолго — здоровье обеих артисток ухудшалось. На роль Сэвидж была срочно введена Людмила Шапошникова.

В мае Любовь Петровна попала в «Кремлевку» (так называли привилегированную больницу для советской элиты), врачи подозревали желтуху, потом обнаружили камни в желчном пузыре. В начале лета была проведена операция по их удалению, во время которой обнаружили рак поджелудочной железы с многочисленными метастазами. Прогноз врачей был крайне неблагоприятный. Орловой об этом не сообщили, показав якобы удаленные во время операции камни. Теперь уже сложно судить о том, догадывалась ли Любовь Петровна о своем страшном диагнозе. Известно, что она держалась с оптимизмом, планировала и дальше работать, даже подыскивала подходящий спектакль, в котором могла бы играть.

В июне Любовь Петровна выписалась из больницы. Какое-то время жила дома, на Большой Бронной. Однажды она ходила на спектакль с участием Григорьева, и ей было приятно вспоминать, с каким восторгом встретили ее пушкинцы, когда Орлова пришла за кулисы поблагодарить и поздравить актеров с успехом. Поприветствовать легендарную кинозвезду сбежались все, кто только мог.

17 сентября Любовь Петровна в очередной раз угодила в «Кремлевку». Даже в больнице она продолжала тщательно следить за своим внешним видом: аккуратно одевалась, причесывалась. Орлова давно поняла, что звезда — понятие постоянное, она всегда обязана «держать планку», должна светить в любых условиях, а не загораться лишь тогда, когда на нее смотрят театральные зрители или нацелен объектив кинокамеры. Звезда угасала, угасала медленно, постепенно становилась менее заметной, ей самой делалось холодно и неуютно. Жизнь уходила, словно вода в песок. Хотя надежда оставалась и у больной, и у ее мужа, проводившего почти каждый день возле Орловой в больнице.

На новогодние праздники Орлову отпустили из больницы. Эти дни супруги провели в квартире на Большой Бронной. Ее тянуло во Внуково, в дом, который она сама обустроила, но ей не под силу была даже поездка на машине. Она позвонила нескольким знакомым, поздравила с наступающим праздником. На вопросы о здоровье отвечала, что все нормально, бывает и хуже. Надеется скоро выписаться и уехать на дачу. Через несколько дней артистке пришлось вернуться в больницу. 22 января у нее случился настолько сильный приступ, что Орлова потеряла сознание. Когда врачи привели Любовь Петровну в чувство, она принялась уговаривать перенервничавшего мужа, чтобы тот поехал домой — нужно выспаться. Григорий Васильевич долго отнекивался, ему хотелось быть рядом с женой. Медики намекнули, что сейчас больная не нуждается в его помощи, и он уехал, чтобы не мешать. Уехал, а в голове мелькали беспокойные мысли о жене. Ночь спал плохо, точнее говоря, вообще не спал, только дремал временами. Под утро раздался телефонный звонок, и Любовь Петровна сказала странную фразу: «Гриша, что же вы не приезжаете ко мне? Я жду...» Александров моментально помчался в больницу. Его безропотно пропустили в палату. Любовь Петровна лежала на спине, при его появлении открыла глаза и с усилием произнесла свои последние слова: «Как вы долго...»

Любовь Петровна Орлова умерла 26 января 1975 года. Похороны состоялись 29 января. По злой иронии судьбы они выпали на ее день рождения. Тысячи людей выстаивали на морозе огромную очередь, тянувшуюся вдоль Садового кольца в театр имени Моссовета, чтобы проститься с вечно молодой Орловой, всю жизнь своим задором согревавшей их сердца, заставляющей забыть на время бытовые неурядицы, отрешиться от служебных неприятностей.

Ее похоронили на Новодевичьем кладбище.

 
  Главная Об авторе Обратная связь Ресурсы

© 2006—2024 Любовь Орлова.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.


Яндекс.Метрика