Главная страница
Она...
Биография Орловой
Досье актрисы
Личная жизнь
Круг общения Партнеры по фильмам Даты жизни и творчества Кино и театр Цитаты Фильмы об Орловой Медиа Публикации Интересные факты Мысли об Орловой Память Статьи

на правах рекламы

онлайн курсы фитнес инструктора

монтаж систем соуэ

• На сайте http://delomatika.com внедрение amocrm.

• Ивановское постельное белье интернет магазин фото читать дальше.

аренда асфальтного катка в Краснодаре

• Читаем здесь: https://rooffing.ru

Военные годы (1941—1945)

Известие о начале войны застало Орлову и Александрова в Риге, где они отдыхали, и, как обычно, давали концерты. Им пришлось спешно уехать в Москву. С билетами на поезда, конечно, были проблемы, но для известных актрисы и режиссера места нашлись. С отъездом из Риги связан курьезный случай. Когда поезд уже был готов к отправке, Любовь Орлова внезапно что-то вспомнив, сказала: «Я сейчас вернусь» и стремительно удалилась. Вернулась радостная с новой шляпкой с пером. Оказывается, за день до этого в одном из магазинов она увидела эту шляпку, но как назло, он был закрыт.

В начале июля 1941 года Александров вместе с главным редактором Центральной студии документальных фильмов М. Большинцовым, режиссерами М. Донским и А. Мачеретом был введен в редколлегию периодического боевого киносборника «Победа за нами», председателем которой был назначен В. Пудовкин. Орлова появилась в четвертом номере киносборника, который вышел на экраны в сентябре. Появилась в образе письмоносицы Дуни-Стрелки из «Волги-Волги», по-прежнему разъезжающей на своем велосипеде.

В конце сентября началась массовая эвакуация москвичей — в Нальчик, Ташкент, Чистополь, Тбилиси, Ашхабад. «Мосфильм» переезжал в Алма-Ату. Любовь Петровна оформила эвакуационные документы на четверых: с ними ехал Дуглас, сын Александрова от первого брака, и ее постоянный аккомпаниатор Л.Н. Миронов. Они уезжали 16 октября с Казанского вокзала. Весть о том, что в этом поезде едут известные артисты, бежала в буквальном смысле впереди паровоза. На каждой станции собирались толпы людей, чтобы посмотреть на знаменитостей. Самой большой сенсацией было то, что здесь едет сама Любовь Орлова! Актриса выходила на остановках и общалась с почитателями ее таланта. В дороге они были 11 дней.

В Алма-Ату был эвакуирован и «Ленфильм». Была создана Центральная объединенная киностудия (ЦОКС) — на базе Алма-Атинской и двух эвакуированных. 80 процентов фильмов, снятых в годы войны, было выпущено именно в Алма-Ате. Для киношников выделили большой трехэтажный дом в центре города — на углу улиц Кирова и Пролетарской, недалеко от студии. Официально он назывался Домом искусств, однако местные жители моментально прозвали его «лауреатником». Орлова и Александров поселились в одной из квартир этого дома. Но непрестанный шум неугомонных соседей-киношников утомлял актрису. Орлова нанесла несколько визитов к городским руководителям, которые, разумеется, не смогли устоять перед обаянием любимицы миллионов кинозрителей и выделили им с мужем особнячок, за который даже платить не пришлось. Правда, работы у них не было, да и здоровье Александрова оставляло желать лучшего. У него обострился радикулит, и врачи порекомендовали смену климата. Режиссеру предложили стать художественным руководителем Бакинской киностудии, на что он охотно согласился. Вместе с мужем в Баку уехала и Любовь Орлова.

На Бакинской киностудии снимались документальные фильмы о войне. Из художественных — режиссер А. Иванов снимал «Подводную лодку "Т-9"». Кроме Иванова в Баку снимали режиссеры Н. Лещенко и Р. Тахмасиб, взявшиеся за экранизацию музыкальной комедии популярнейшего азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова «Аршин мал алан». Это был своего рода ремейк — звуковая версия оперетты, первый раз экранизированной еще в 1917 году. Александров должен был курировать все картины, но ему хотелось снимать и самому — соскучился по работе, теперь есть возможность. Григорий Васильевич взял за основу сценарий московского драматурга И. Прута, дополнил его двумя подходящими по тематике новеллами местных авторов Л. Вайсенберга и Мир Джалала. В картине есть большая роль для Любови Петровны — она будет играть студентку консерватории Катю. Свой фильм «Одна семья» Г. Александров снял совместно с режиссерами М. Микаэловым и Р. Тахмасибом. Однако он не вышел на экраны из-за отсутствия даже минимальных художественных достоинств.

В это время Любовь Орлова очень много гастролировала. Невозможно сосчитать, сколько концертов дала Любовь Петровна во время войны. Она выступала перед красноармейскими частями Закавказского военного округа. Баку, Нахичевань, Гори, Поти, Тбилиси, Ереван, Ленинакан, Новороссийск, Орджоникидзе, Грозный, Краснодар, Сталинград... Выступала перед артиллеристами и моряками, пехотинцами и мотористами, танкистами и летчиками, на береговых батареях, боевых кораблях и военных аэродромах. Не только перед фронтовиками — в тылу: на промышленных предприятиях, в колхозах, совхозах, часто перед ранеными — в госпиталях.

Летом 1942 года Любовь Орлова впервые поехала за рубеж — в Иран. В то время в него были введены советские и английские войска. В течение месяца актриса выступала с концертами в крупнейших городах этого региона — Тегеране и Тебризе. Причем не только перед красноармейцами, но и перед местными жителями. Публика принимала ее очень хорошо.

В сентябре 1943 года Александрову было предписано вернуться в Москву, чтобы возглавить «Мосфильм» в должности художественного руководителя студии. Супруги вернулись в свою квартиру в бывшем Глинищевском переулке, который стал назывался улицей Немировича-Данченко в честь одного из ее учителей, который умер за несколько месяцев перед этим — 25 апреля.

В Москве жизнь Любови Петровны не стала спокойнее. Приходилось ездить с гастролями на дальние расстояния. В конце 1944 умерла мать Орловой. Эта потеря выбила артистку из колеи, она стала мрачной и раздражительной. Но на людях она старалась не показывать траурное настроение, да и работа в известной мере отвлекала от тягостных мыслей. Любовь Петровна выступала практически на всех фронтах: под Минском и Киевом, Орлом и Белгородом, Харьковом и Курском. И так до последнего дня войны. Когда Красная армия освобождала европейские страны, их сопровождали актерские фронтовые бригады, в которых состояла и Любовь Петровна. Артистам оформляли необходимые документы. В одном из таких удостоверений Орлова называется полковником: «Предъявитель сего полковник административной службы Орлова Любовь Петровна является представителем Комитета по делам кинематографии и командируется в город Берлин, в войска для выполнения специального задания. Начальникам армий, военным комендантам оказывать полковнику Орловой Л.П. всяческое содействие в выполнении возложенного на нее задания. Начальник тыла Народного комиссариата Обороны СССР».

 
  Главная Об авторе Обратная связь Ресурсы

© 2006—2024 Любовь Орлова.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.


Яндекс.Метрика