Главная страница Новости и события
Она...
Биография Орловой
Досье актрисы
Личная жизнь
Круг общения Партнеры по фильмам Даты жизни и творчества Кино и театр Цитаты Фильмы об Орловой Медиа Публикации Интересные факты Мысли об Орловой Память Магазин Статьи

Е. Кочетков. «Земные драмы в царстве теней»

«Парламентская газета». — 24.10.2003. — № 198 (1327).

Некрополь Новодевичьего монастыря возник в XVI веке, в XVII—XVIII веках — традиционное место захоронения феодальной и церковной знати, в XVIII веке — интеллигенции и купечества. В 1898 году за южной стеной монастыря открыто самостоятельное, так называемое «старое» Новодевичье кладбище, в 1898—1904 гг. обнесено стеной.

В 1922 г. все здания монастыря, ценности, памятники старины, включая и некрополь, государство взяло под охрану, и Новодевичий стал музеем.

Это небольшой экскурс в историю. Но речь пойдет совсем о другом. О тех знаменитых и великих людях, которые жили на этой земле, переносили трудности бытия. И которых даже после ухода в потусторонний мир эти тяготы и трудности не оставили в покое. Но это они никогда не узнают.

Начнем с Н.В. Гоголя (1809—1852 гг.). Великий писатель был похоронен в Свято-Даниловом монастыре. На его могилу положили массивную плиту, в голове которой на камне с надписью «Ей, гляди, Господи Иисусе» стоял крест. И ограждала все это орнаментальная решетка работы скульптора Н.А. Андреева. Камень под крест, как гласит расхожая молва, привез из Крыма поэт, философ К.С. Аксаков, а тексты из священного писания, выгравированные на гранях плиты-саркофага, подбирал известный литературовед С.П. Шевырев при участии Хомякова.

В 1931 году власть приняла постановление о закрытии Свято-Данилова монастыря. На его территории организовали приемник-распределитель НКВД. Прах Гоголя, а с ним и надгробную плиту, камень и решетку перенесли на Новодевичье. Крест сразу выбросили. Сейчас он лежит на могиле писателя М. Булгакова. А спустя 20 лет, к 100-летию со дня смерти, поставили памятник (скульптор Н.В. Томский). И теперь на могиле сразу два изображения Гоголя — барельефный портрет и бюст.

Другой мученик России Федор Иванович Шаляпин (1873—1938). Великий певец умер во Франции. Его отпевали в Александро-Невском соборе Парижа, похоронили на Батиньольском кладбище. Плита из розового гранита, над ней крест и надпись на французском: «Здесь покоится Федор Шаляпин — великий сын земли русской». На похоронах Шаляпина ходил с кадилом дьякон Борис Старк. И с тех пор он проявлял исключительное внимание к памяти своего соотечественника, судьбе его могилы.

В 1952 году Старк вернулся в Россию. Он рассказывал, что с того дня, когда побывал на Новодевичьем и увидал могилы Собинова, Неждановой, Станиславского, им завладела мысль, что Шаляпин должен покоиться именно здесь. И тогда он начал кампанию за возвращение праха Шаляпина на Родину. Старк обратился к Ивану Семеновичу Козловскому, который сразу подхватил эту идею.

По законам Франции перенести прах на новое место можно только с согласия всех потомков. Дети Шаляпина от первого брака (к тому моменту в живых оставалось четверо) все были «за». Две дочери от второго брака тоже не возражали. Но третья, Дасия, по мужу графиня Шувалова, поставила условие, как при торговой сделке: вы мне — частичную компенсацию того, что большевики реквизировали в имениях, а я вам — прах отца.

Но она вскоре умерла. В 1984 году гроб с телом был перевезен в Россию и установлен в Большом театре. Отслужили панихиду и погребли на Новодевичьем и установили памятник. Несколько слов о памятнике. Скульптор А. Елецкий по заказу Министерства культуры сделал к юбилею Большого театра скульптурный портрет певца для установки в фойе театра. Но когда скульптуру взвесили, то в ней оказалось 5 тонн — деревянные перекрытия театра могли не выдержать. И от скульптуры отказались. Мраморный Шаляпин простоял в запаснике почти 8 лет. Показали детям Шаляпина, приехавшим на перезахоронение, и они единодушно одобрили работу. Скульптура стала надгробным памятником.

А вот наш современник Василий Макарович Шукшин — актер, режиссер, писатель — в числе претендентов на захоронение на Новодевичьем не значился. Умер Василий Макарович на Дону, возле станицы Клетской, на теплоходе, арендованном съемочной группой «Они сражались за Родину». Где похоронить? Сибиряки просят везти в Сибирь, мать требует — в Сростки, на Алтай. Но Москва хоронить с почетом тоже любит. Завещания не было. Многие включились помочь добыть место на Новодевичьем. Сергей Михалков, тогдашний председатель СП РСФСР, сказал: «На Новодевичьем кладбище есть несколько мест для писателей, но претендентов много. Шукшин в их число не входит!» Писатель Василий Белов отправил телеграмму Шолохову: «На московской земле не нашлось места для Шукшина, необходимо ваше вмешательство». Позднее выяснилось — Шолохов телеграммы не получал. После разговора с С. Михалковым удалось связаться по телефону с Фурцевой. Министр культуры сказала, что Шукшин, несомненно, должен лежать на Новодевичьем, но эти вопросы решает не она.

А в это время Моссовет уже определил, что похороны состоятся... на Введенском кладбище. Тогда решили идти к Л.И. Брежневу. Но он был в ГДР. Добились приема у А.Н. Косыгина. Его реакция была однозначной: Моссовет должен дать место на Новодевичьем. Удалось связаться и с Брежневым. Он сказал: «Картины "Калина красная" и "Печки-лавочки" мне нравятся, похоронить Шукшина следует на Новодевичьем». Так и упокоился Василий Макарович под кубом, архитектурным образом вечности, и стеной с обломанным концом — символом оборвавшейся жизни.

Огромен Новодевичий некрополь. Тысячи он поглотил знаменитых и великих. Когда бродишь по его аллеям, испытываешь странное чувство: будто листаешь страницы истории. Остановился у памятника великой актрисе Любови Петровне Орловой. Она профильно изображена на стеле. И тут же вопрос: «А где ж ее муж, Александров Григорий Васильевич? Ее муж, проживший с Любовью Петровной более сорока лет». Как ни крутил головой, как ни шарил глазами — не находил надмогильной отметины. Спросил у работника некрополя. «Пойдем покажу», — любезно согласился провести к захоронению. Мы прошли через несколько холмиков, и в другом ряду забелела мраморная стела с надписью: «Кинорежиссер Григорий Александров. 1903—1983». Вот так рядом! Два лаптя по карте! Так что ж произошло?

После смерти Л.П. Орловой в 1975 году Григорий Васильевич недолго оставался в одиночестве — жизненные обстоятельства подтолкнули к новой женитьбе. Его старость и немощность взяла под опеку женщина, характер которой был противоположным характеру Любови Петровны: властным, своего не упустит. Звали ее Галя. Будучи женой сына Александрова Дугласа, потом переименованного в Василия, она столь ярко проявляла характер, что Орлова поставила условия мужу: невестка не должна появляться ни во Внукове — на даче, ни на Бронной — в квартире. И она не появлялась, не переступала порог. В один из своих приездов к отцу Дуглас-Василий после смерти Орловой, идя по тропинке к даче, упал. И эта скоропостижная смерть (разрыв сердца) подвигла его вдову к стремительным и решительным действиям.

Вскоре Галина Васильевна стала женой Александрова. Официально расписались, и она вступила во все полагающиеся ей по статусу права. За быстро угасающим супругом она ухаживала по мере своих сил. Говорят, он был доволен. А тут задумали делать фильм об Орловой. Сценарий написал сам мэтр. Когда прочли в мосфильмовском объединении, то решили: его надо переделывать. Галина твердо стояла на своем: авторами сценария должны быть только Александровы — Григорий Васильевич и Гришенька (внук, ее сын). Режиссер фильма Елена Михайлова со звукооператором стали записывать воспоминания Григория Васильевича. Но худсовет прослушал запись, и стало ясно: с александровским текстом фильм выпускать невозможно. Галину Васильевну уверяли, что гонорар, ей причитающийся, она получит сполна. Но она оставалась непреклонной. И в этот момент раздался звонок из больницы: «Все... Григорий Васильевич умер».

Необходимую подпись, чтобы довести картину до конца и являющуюся памятником Орловой и Александрову, Галина все-таки поставила. Фильм вышел и даже потом получил приз на фестивале в Киеве. Но эта дама смогла по-своему отомстить Любови Петровне: Александров лег в другую могилу и притом на большом расстоянии. Она постаралась разъединить их даже после смерти. К счастью, они это не увидели.

P.S.Написать эту грустную статью мне помогли книги: «Записки некрополиста: Прогулки по Новодевичьему», «Любовь и маска», а также газетные материалы.

 
  Главная Об авторе Обратная связь Книга гостей Ресурсы

© 2006—2018 Любовь Орлова.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.


Яндекс.Метрика