Главная страница Новости и события
Она...
Биография Орловой
Досье актрисы
Личная жизнь
Круг общения Партнеры по фильмам Даты жизни и творчества Кино и театр Цитаты Фильмы об Орловой Медиа Публикации Интересные факты Мысли об Орловой Память Магазин Статьи

«"Театральный календарь" о 75-летии Любови Орловой»

«Театральный календарь». — февраль 1977.

11 февраля — 75 лет со дня рождения (1902) Любови Петровны Орловой, советской актрисы (умерла в 1975 году).

Народная артистка СССР Любовь Петровна Орлова была прежде всего кинозвездой — в полном и высоком смысле этого слова. Фильмы с ее участием — «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Весна», — стали классикой советской музыкальной кинокомедии.

Однако начала и закончила свой творческий путь Орлова как театральная актриса. После окончания Московской консерватории по классу пения и хореографического отделения Московского театрального техникума она с 1926 по 1933 год работала в Музыкальном театре им. Немировича-Данченко, где исполняла ведущие партии в опереттах «Перикола», «Корневильские колокола» и др.

С 1955 года Орлова — актриса Театра им. Моссовета. Здесь она выступила в новом для себя жанре психологической драмы: Лидия («Сомов и другие» Горького), Нора («Нора» Ибсена), Лиззи («Лиззи Мак-Кей» Сартра), Патрик Кэмпбелл («Милый лжец» Килти).

Можно вспомнить немало примеров успешного прихода артистов театра в кинематограф.

Обратный путь значительно сложнее. Далеко не все пилигримы кинокамеры добираются до трехмерной Мекки театральной сцены и утверждают там свой талант и мастерство.

Условность сценической площадки диктует артисту свои законы игры.

Совместить натуральность кинематографа и условность театра может только подлинный талант и подлинный мастер. А подлинный мастер — это прежде всего труд — упорный, каждодневный, тяжкий и радостный. Такой, в котором, кроме пота и ремесла, есть и «божество и вдохновенье». Любовь Орлова — именно такой вдохновенный мастер.

Как известно, она начала с театральной сцены. Молоденькую певицу Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко (он назывался тогда Музыкальный театр им. Вл. И. Немировича-Данченко. — Ред.) заметил молодой кинорежиссер Григорий Александров.

Надо было обладать большой и проницательной зоркостью, чтобы разглядеть и угадать в обаятельном создании, прелестно озорничавшем на сцене в классических опереттах, будущую героиню народных музыкальных кинокомедий, таких, как «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк» и «Светлый путь», создательницу женских образов, вошедших в золотой фонд мирового комического фильма...

Л. Орлова — Джесси. «Русский вопрос»

...Она вернулась на сцену в 1955 году, будучи кинозвездой первой величины. Роли одного определенного круга на экране были уже сыграны, новые — не подоспели. Мог наступить закат? Мог! Но не для такого волевого человека и не для такого пламенного художника, как Л. Орлова. Она бросила в бой свои стратегические резервы — театр. И ей опять «повезло» в том смысле, что она пришла в театр к тонкому художнику и крупному знатоку актерской души в самой ее сокровенной сути, Ю. Завадскому. И еще в том, что она встретилась в Театре им. Моссовета с таким умным режиссером и педагогом, знающим и любящим все сложности работы с актером, как И. Анисимова-Вульф.

Работа Орловой в Театре им. Моссовета — цепочка ярких удач. Она началась исполнением роли Джесси в спектакле «Русский вопрос» К. Симонова. Потом последовал большой успех в роли Лидии в пьесе М. Горького «Сомов и другие», затем Нора из одноименной пьесы Г. Ибсена — роль, над которой витают тени великих Э. Дузе и В. Комиссаржевской. Работала Л. Орлова над этой пьесой со свойственной ей глубокой самоотдачей и добилась признания самых строгих ценителей театра.

Татьяна Тэсс писала тогда о ней в «Известиях»: «Л. Орлова знает все о своей героине, и зритель это безошибочно чувствует... Л. Орлова сумела принести на сцену всю прожитую Норой жизнь».

После «Норы» — новый взрыв успеха в заглавной роли в пьесе Ж.-П. Сартра, шедшей у нас под названием «Лиззи Мак-Кей»...

Апогеем театрального успеха Л. Орловой стал, однако, как мне кажется, спектакль «Милый лжец» Дж. Килти, в котором она играет роль Патрик Кэмпбелл — выдающейся английской артистки, друга Б. Шоу.

Я видел один из первых спектаклей «Милого лжеца» в Театре им. Моссовета и был на двухсотом его представлении. Спектакль живет и здравствует. Драматическая история двух любящих сердец и, я бы сказал, двух любящих и в чем-то враждующих могучих интеллектов волнует и радует так, как может радовать только настоящее в искусстве. И опять — Орлова любит свою героиню, любит ее всю, целиком, со всеми ее неповторимыми достоинствами и такими же неповторимыми недостатками, которые становятся очаровательными в ее исполнении. Она любуется ею и жалеет ее. Она смешит зрителя в сцене из «Пигмалиона», в сцене репетиции новой пьесы с Шоу — Р. Пляттом и вызывает слезы, когда, прочитав трагическое письмо одинокой старой Патрик Кэмпбелл: «Никто не предложит мне руки, когда с Эльфиком под мышкой перехожу дорогу, а кругом несется страшный поток машин», неуверенной старческой походкой переходит воображаемую парижскую мостовую...

Литература

Из ст.: Леонид Ленч. Любовь Орлова. — «Театральная жизнь», 1970, № 13.

Лит.: Р. Плятт. Волшебное имя — Любовь Орлова. — «Советская Россия», 1972, 10 февраля; Ю. Белкин. Дорогое кольцо. — «Театральная жизнь», 1973, № 10.

 
  Главная Об авторе Обратная связь Книга гостей Ресурсы

© 2006—2019 Любовь Орлова.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.


Яндекс.Метрика