Главная страница
Она...
Биография Орловой
Досье актрисы
Личная жизнь
Круг общения Партнеры по фильмам Даты жизни и творчества Кино и театр Цитаты Фильмы об Орловой Медиа Публикации Интересные факты Мысли об Орловой Память Статьи

на правах рекламы

Недвижимость в Брянске от застройщика цены — Поиск недвижимости в г. Брянск. Аренда, продажа недвижимости (atmosfera32.ru)

В. Козлова. «Лучшая девушка СССР»

«Моя Семья». — 2001. — № 44.

Орлова оставила после себя множество тайн, сплетен и домыслов. То, что оставалось в тени при ее жизни, выплыло наружу спустя двадцать лет после того, как она умерла. Что же приходилось скрывать «лучшей девушке СССР»?

Любовь и слезы

Любовь Орлова — пожалуй, самая любимая и самая неприступная актриса советской кинематографии. В памяти многих поколений остался созданный ею образ идеальной женщины 30-х годов — в белом свитере, с крутым перманентом, марширующей спортивным шагом под красными знаменами и поющей с американским акцентом: «Широка страна моя родная».

Благородная красота, которую невозможно было испортить ни перекисью, ни мешковатыми комбинезонами, ни имитацией деревенского выговора, выдавала ее дворянское происхождение. Исполнительница ролей домработниц и ударниц производства принадлежала к числу потомков Великого князя Владимира-Крестителя и княгини Ольги. А по другой линии — к тверской ветви Рюриковичей. Ее семья состояла в родстве с Бутурлиными, Раевскими, Толстыми.

Чтобы утаить ее происхождение, Орловой придумали легенду, более соответствующую ее образу идеальной советской женщины. Якобы родилась Орлова в подмосковном Звенигороде. Отец Петр Федорович был якобы инженером и очень любил музыку. Мама — Евгения Николаевна — также страстная поклонница классической музыки, сама учила маленькую Любочку первым шагам в музыке... Все это было далеко от правды.

Однажды маленькая Любочка получила по почте книжку сказок с дарственной надписью: «Любочке Орловой — Лев Толстой». Каждому, кто видел эту книгу в ее доме во Внукове, Любовь Петровна объясняла, что прочитала сказку Толстого и написала ему письмо, а он ответил. То, что Толстой был ее родственником, знали далеко не все.

Киносценарист Иосиф Прут — пожалуй, один из немногих, кто догадывался о происхождении народной артистки СССР На ее семидесятилетии Прут сказал:

— Вот, Любочка, сочинил для вас сценарий. Принес пока только одну страницу. На ней — список действующих лиц. Вы играете Екатерину Алексеевну — императрицу всероссийскую. Следующий персонаж — Григорий Орлов, ее возлюбленный. Фильм должен называться «Любовь Орлова».

Девочка с шаляпинского бала

Федор Иванович Шаляпин устраивал для своих детей и их друзей воскресные утренники В 1908 году в его московском особняке на Новинском бульваре давали детский бал. На нем присутствовала и маленькая Любочка Орлова, которая сыграла Репку. Растроганный Шаляпин, с которым дружили Любочкины бабушки, поднял девочку на руки, расцеловал и сказал, что у нее будущее известной актрисы.

Родители хотели, чтобы Любочка стала пианисткой. Но судьба ее сложилась не столь безоблачно, как им хотелось Незадолго до революции отец Любы проиграл в карты все три фамильных имения.

Зато это спасло семью от большевистской расправы. В послереволюционные годы единственным кормильцем семьи стала теткина корова. Люба таскала огромные бидоны, возила молоко из Звенигорода на продажу в Москву. Именно тогда она навсегда испортила свои музыкальные пальцы. Но все же поступила в Московскую консерваторию. Занималась по классу фортепьяно и вокала. Потом работала тапером, играя больными руками на расстроенных инструментах. Под ее музыку играли Чарли Чаплин, Вера Холодная, Мэри Пикфорд... Будущая звезда советского экрана обеспечивала свою семью и зарабатывала на уроки в балетной школе Франчески Беаты.

Потом Орлова поступила хористкой в Художественный театр к Немировичу-Данченко. Однажды он обратил на нее внимание и дал маленькую роль. Спустя какое-то время Орлова играла на сцене МХАТа звонкую, быстроногую Периколу, посмотреть на которую приезжала вся театральная Москва.

Мужья Любови Орловой

Григорий Александров (Мормоненко) в то время искал исполнительницу на роль домработницы Анюты в музыкальной комедии «Веселые ребята». Требования были суровые: претендентка должна была сама петь, танцевать, быть красивой и простоватой одновременно Друзья посоветовали ему посмотреть Периколу. После спектакля Александров зашел за кулисы. Красивый, в твидовом костюме, только что вернувшийся из Америки, он не мог не привлекать к себе внимания женщин. Александров пригласил Орлову на юбилей Собинова в Большой театр. Провожая ее до дома, сказал, что женат и имеет сына. Так начался их роман длиной в сорок два года.

С Александровым связана еще одна легенда Любови Орловой. Во всех биографиях актрисы говорилось, что Александров — ее первый муж. Он сделал ей предложение в последний день съемок «Веселых ребят», когда ей исполнилось тридцать два. На самом деле ее первым мужем был Андрей Гаспарович Берзин.

В прихожей он всегда держал чемоданчик с набором арестантских вещей. Он постоянно сидел — иногда по три дня, иногда по полгода. Будучи замнаркома земледелия, он сел надолго в 1929 году. Умер в конце сороковых годов в Литве от рака.

Вторым мужем будущей звезды советского экрана был немецкий химик-инженер, который обещал увезти ее в Германию и там сделать звездой. Но актрисой и звездой Любовь Орлову сделал третий муж — Григорий Александров.

Роль в картине Григория Рошаля «Петербургская ночь» не принесла ей славы Александров же использовал, и очень умело, все ее природные данные. А что не дала природа — доделывал сам. Например, заставил похудеть и стать блондинкой.

Сама Любовь Петровна всякий раз подчеркивала, что ее сделал Александров. Ведь в молодости Орлова считалась нефотогеничной, первые свои кинопробы она провалила. Вместо щек на фотографиях были сплошные тени и ямы. Александров же сам ставил свет, пробовал, пробовал, пробовал, пока не добился нужного результата. Потом объяснял операторам, как именно надо снимать Орлову.

После «Веселых ребят» Орлову с Александровым пригласили в Кремль. Подвели к Сталину. Вождь решил сделать для актрисы что-нибудь приятное. Орлова хотела только одного: узнать о судьбе первого мужа.

Все, что мы можем для вас сделать, — это соединить с первым мужем. Хотите? — спросил вождь.

Орлова не хотела. Потому что обожала Александрова и хотела быть только с ним.

Обратная сторона славы

Александров восхищался своим творением. Но это чувство было сугубо эстетическим. Александров не любил Орлову как женщину. Он вообще не любил женщин. Орловой оставалось только смириться с судьбой. Она находила утешение в работе и заграничных поездках. Любовь Петровна покупала за границей обивочную ткань. А дома обивала кресла, стулья, обтягивала туфли. Это ее успокаивало. Ведь всю жизнь она засыпала с большим трудом и плохо спала.

О ее бесстрашии и выносливости ходили легенды. Боясь воды, она ныряла в картине «Волга-Волга». Она уселась верхом на быка в фильме «Веселые ребята», упала с него, разбила спину, а через несколько дней взгромоздилась опять. Она никогда не пользовалась услугами дублерш — сама танцевала на дуле пушки в фильме «Цирк». Высота пушки — четыре метра, диаметр площадки — 75 сантиметров. Несколько дублей подряд Орлова, улыбаясь, пела одно и то же: «Диги-ди-ги-ду, я из пушки в небо уйду». А в итоге попала в травмопункт — ее блестящее трико не выдержало света юпитеров и начало плавиться прямо на теле. В Праге во время съемок картины «Весна» Орлова попала в автомобильную катастрофу — чудом осталась жива. но картину сдали в срок.

Каждый день она вела борьбу с возрастом. По сорок минут ежедневно стояла у балетного станка (и в сорок, и в пятьдесят, и в шестьдесят, и в семьдесят лет). Одной из первых начала делать пластические операции. Когда врачи отказались делать очередную пластику, она впала в депрессию. Тогда Александров раздобыл чудо-грим. Но он действовал ровно час. Поэтому, если Орлова с кем-то встречалась, ровно через час под благовидным предлогом она исчезала. Спектакли ставились с таким расчетом, чтобы актриса смогла вовремя оказаться в своей гримуборной.

В последние годы жизни Любовь Петровна разговаривала с журналистами, сидя за шторкой. Она не любила давать интервью и ненавидела энциклопедии, где была указана дата ее рождения. Поговаривают, что она даже в паспорте подправила год рождения. Ей удалось победить возраст, но при этом она стала заложницей своей славы.

Когда с треском провалился фильм «Русский сувенир», Александров понял, что их время ушло. И тогда он начал работу с Орловой в Театре имени Моссовета. В театре она стала примой наряду с Фаиной Раневской и Верой Марецкой. Как ми странно, три примы никогда не ссорились. Потому что у каждой был свой зритель.

Но театральный успех — ничто по сравнению с былой популярностью. Орлова хотела вновь пережить свой звездный час и мечтала сняться в кино... В год ее семидесятилетия был запущен в производство фильм «Скворец и Лира», который молодые мосфильмовцы мгновенно окрестили «Склероз и Липа». Начали снимать с помпой и большим размахом. Орлова посмотрела отснятый материал, и, по слухам, заплакала. От жалости к себе. Фильм никогда и нигде не показывали. Коробки с пленками благополучно осели на полках, а народу объяснили, что фильм не закончен.

Вместо эпилога

Узнав, что у Орловой рак поджелудочной железы, Александров сказал: «Хорошо, что она первая...» Он уговорил ее сняться на телевидении. Хотел, чтобы она поверила, что может поправиться.

Вечером 31 декабря 1974 года ее выпустили из больницы всего лишь на один час. И впервые семья нарушила свою традицию встречи Нового года. Обычно они встречали его на даче во Внукове Выходили из дома с шампанским и у своей любимой елки желали друг другу счастья. В этот раз он пожелал ей здоровья 23 января 1975 года, в день своего рождения, он приехал к ней в больницу и услышал: «Как вы долго...» Это был ее единственный упрек за всю их совместную жизнь. Больше в сознание она не приходила.

26 января она умерла. Через три дня бесконечная людская вереница, несмотря на мороз, вытянулась от площади Восстания до Театра имени Моссовета. Похоронили Орлову на Новодевичьем кладбище. В день ее рождения по старому стилю. Она всегда отмечала его 29 января. После ее смерти Александров женился на вдове своего сына А вместе со своим внуком он успел снять документальный фильм «Любовь Орлова».

Дачу во Внукове он продал, как и московскую квартиру, в которой остались дневники Орловой. Их найдут, будут читать, комментировать. Орлова бы этого не пережила, потому что ненавидела, когда влезали в ее личную жизнь.

Сегодня ее фильмы кажутся наивными и смешными. Но факт остается фактом: второй Орловой нет и не может быть. Хотя, как знать, может быть, когда-нибудь и родится... Ведь она очень нам нужна.

 
  Главная Об авторе Обратная связь Ресурсы

© 2006—2024 Любовь Орлова.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.


Яндекс.Метрика