Главная страница
Она...
Биография Орловой
Досье актрисы
Личная жизнь
Круг общения Партнеры по фильмам Даты жизни и творчества Кино и театр Цитаты Фильмы об Орловой Медиа Публикации Интересные факты Мысли об Орловой Память Статьи

на правах рекламы

https://qvilon.ru/

оборудование по переработке молока купить в Москве

иваново текстиль официальный сайт каталог товаров

Приложение. Съемочный день группы режиссера Г. Александрова. «Цирк»

18 ч. Шофер выключил мотор и фары. Наверху, в комнате 213, хлопнула дверь, и помрежи забегали с листами рабочего сценария. Короткий доклад режиссеру о ходе подготовки к съемке.
18 ч. 20 м. На листах рабочего сценария наклеены рисунки, изображающие положение актера в кадре. Режиссер Г.В. Александров рассматривает кадры, кладет их в том порядке, в каком они будут сниматься, и передает своему помощнику.
18 ч. 30 м. Режиссер направляется в павильон. «Цирк» уже наполнен зрителями. В огромном большинстве это куклы, сделанные художником Гривцовым, а между ними лишь кое-где сидят актеры. Сегодня будут сниматься общие планы — ревю. Предстоит опасная съемка. На вращающийся пандус посередине арены встанет тридцать один жонглер, и каждый будет жонглировать тремя горящими факелами. Директор студии уже расставил в боевом порядке пожарных, приказав им тушить каждую искру.
18 ч. 40 м. Режиссер собирает жонглеров. Он требует абсолютной точности, подчеркивая, что на экране будет видно лицо каждого из них.

Режиссер одновременно разговаривает с тремя работниками: объясняет актеру его задание, предлагает ассистенту проверить фонограмму и оператору ставить свет.

19 ч. 15 м. По темным переходам, заваленным строительным мусором, по скрипучим лестницам, которые давно требуют ремонта, режиссер взбирается на колосники, выбирает место, с которого будет производиться съемка следующего плана. Ассистент снизу через рупор спрашивает режиссера:

— Григорий Васильевич, с какой точки начинать фонограмму?

— Посмотрите на ноты, какие цифры обведены черным кружком.

Внизу режиссера сразу обступают: ассистент с нотами в руках проверяет, откуда запускать фонограмму, актер опять проверяет задание. Но режиссер, взволнованный тем, что еще не установлен свет, идет по огромной лестнице, унизанной двумя тысячами электрических лампочек, на самый ее верх, туда, где под винтами бутафорского самолета стоит съемочный аппарат. Бригадир осветителей стучит по микрофону кулаком, ругаясь сквозь зубы.

Сегодня плохо работает радиосвязь с осветителями, и поэтому световые лучи робко и неуверенно шарят по декорации. Установка света задерживает съемку.

19 ч. 40 м. Режиссер стоит у своего микрофона. Он отдает распоряжения:

— Пустить фонограмму! Установить порядок в зале! — И начинает репетицию сцены с горящими факелами с актером. Режиссер советуется с оператором о свете.

Репетиция перед объективом повторяется.

Свет, наконец, установлен, но режиссер замечает оператору, что пандус слишком светел и на нем не видно будет факелов.

19 ч. 55 м. Начинается расстановка жонглеров и балерин.

— Пандус влево, — командует режиссер.

Пандус долго стоит на месте, потом стремительно поворачивается в обратную сторону, потом внезапно останавливается и так же стремительно начинает вертеться, когда кричат: «Стоп». Дело в том, что пандус вертят люди под полом, им плохо слышна команда, а связать их с микрофоном режиссера никто не догадался.

Наконец, пандус укрощен.

Началась репетиция с девушками и жонглерами.

20 ч. 15 м. Приготовились к съемке.
20 ч. 17 м. ...Тушат факелы, останавливают пандус...
20 ч. 25 м. В воздухе чад, и носятся хлопья копоти. Режиссер опять показывает актеру, как он должен оперировать факелами. Оператор возится с аппаратом. Мотор испортился, и во время съемки следующего плана придется вертеть ручку кустарным способом.
20 ч. 35 м. Актеры снова намочили факелы. Снова свет установлен. Раздается стандартная команда:

— Пандус пошел! Камера! Начали! Жонглеры пошли!

20 ч. 37 м. Один план отснят. Аппарат перетаскивают вниз, в ложу, попутно разбивая десяток лампочек на лестнице. Осветители возятся со светом; радиосвязь не работает.
21 ч. Артист Столяров стоит посередине лестницы и репетирует работу с факелами.

Ассистент проверяет работу лестницы.

Наконец, все готово. В последний раз репетирует Столяров, и опять раздается из рупора команда: «Хорошо».

21 ч. 15 м. Сейчас же снимают дубль, и после этого помощник оператора тащит аппарат на колосники.

Почему-то лестницы, ведущие наверх, вечером не освещаются, и нести аппарат в темноте по шатким ступенькам долго, трудно и небезопасно. Пока он добирается до верха, помощник режиссера, по указаниям Александрова, расстанавливает жонглеров на пандусе.

В этом плане участвуют два дублера: вместо артистки Орловой на верху пандуса стоит акробатка Гусарова, вместо Столярова — акробат Литвиненко. Оба они должны жонглировать горящими факелами.

Дублеры стоят на местах, все готово, но снова неполадки со светом.

— Номер 13, — шипит в микрофон бригадир осветителей, — куда ты даешь свет?

— Я тебе говорю, давай на ноги, а ты ей в лицо берешь. Режиссер просматривает пробы первых планов.

21 ч. 55 м. Свет установлен. Медленно вертится пандус, мелькают дымные огни факелов, мечутся внизу пожарные, подхватывая горящую паклю и падающие факелы.

Работает съемочный аппарат.

21 ч. 57 м. Отсняли еще один план, но режиссер недоволен.
22 ч. Факелы не были достаточно напитаны керосином. Нужно повторить съемку. Через две минуты съемки повторяются, но, по вине осветителей, приходится повторить опять.
22 ч. 15 м. Начинается пересъемка.

Жонглеры начинают подбрасывать факелы, но половина из них, второпях мало намоченных керосином, не горит.

22 ч. 20 м. Опять выключается свет, и жонглеры поспешно бегут к ведру с керосином.
22 ч. 25 м. Горит полный свет, летают факелы, стрекочет съемочный аппарат... Через несколько секунд режиссер удовлетворенно объявляет:
22 ч. 30 м. — Перерыв на тридцать минут.
23 ч. Аппарат стоит внизу, почти у самого манежа. Режиссер оглядывает декорацию с новой точки и проверяет все детали. Он смотрит на пропеллеры бутафорского самолета и просит помрежа:

— Проверить самолет, а то окажется, что пропеллеры не работают именно в тот момент, когда начнется съемка.

Чутье не обманывает Александрова. Из пяти пропеллеров два не работают. Пока исправляют пропеллеры, режиссер дает указания ассистенту, как расставить балерин на барьере манежа.

Радиосвязь с осветителями, наконец, налаживается, и обрадованный режиссер предлагает через микрофон:

— Осветители, наденьте наушники.

Теперь подготовка света идет более успешно, и очень быстро на фигуре жонглерши на верху пандуса перекрещиваются лучи света именно так, как хотелось режиссеру.

— Прекратить «бульвар» перед аппаратом, — раздается строгий голос из рупора.

23 ч. 25 м. — Жонглеры, начинайте репетицию. Помните, что факелы в начале съемки должны быть спрятаны за спиной. Во время съемки я считаю до трех, и при счете три — вы поворачиваетесь.
23 ч. 30 м. Когда нужно было включить свет, оказалось, что радиосвязь опять не работает и осветители сидят в наушниках и ничего не слышат.

Пока налаживали свет, режиссер отдавал приказания подготовить «люльку» для съемки следующего плана.

23 ч. 45 м. — Приготовились к съемке. Напоминаем жонглерам, что по счету три — они поворачиваются.

— Зажигайте факелы, включайте самолет. Внимание! Камера! Стоп!

23 ч. 48 м. Немного темновато в центре пандуса. Надо посветить. Кроме того, часть жонглеров пороняла факелы, придется переснять.

Актеры, толкаясь, засыпают горящие факелы песком и опять поливают их керосином.

23 ч. 55 м. Быстро становятся на свои места, и съемка возобновляется.
23 ч. 58 м. Но опять падает несколько факелов, и режиссер готовит еще один дубль.
24 ч. Усталые балерины стоят на первом плане перед аппаратом, махая горящими факелами. Они слегка обжигаются, но терпят и даже находят в себе силы улыбаться.
24 ч. 05 м. Наконец, этот план отснят, и из-под потолка спускается, качаясь на стальных тросах, деревянная площадка, на которую ставят аппарат и взбираются режиссер и оператор. «Люлька» долго качается и сильно кренится то на один, то на другой бок.

Режиссер умудряется во время этих манипуляций с «люлькой» командовать актерами и давать распоряжения ассистентам.

24 ч. 30 м. Внизу застыли пожарные. Сейчас актриса, дублерша Орловой, будет бросать горящие факелы с вершины пандуса на площадку лестницы актеру, заменяющему Столярова.

Режиссер дает последние указания актрисе.

24 ч. 37 м. Актеры меняют факелы. Съемка продолжается. Акробатка на верху пандуса дует на обожженные пальцы.
24 ч. 45 м. Для следующего плана «люльку» нужно поднять выше. Опять начинаются длинные и скучные переговоры с постановщиками. Тросы со скрипом тянут площадку, поднимая ее одним концом вверх. Режиссер и оператор повисают на руках.
0 ч. 10 м. Наконец, съемка закончена. Но режиссер и группа еще не уезжают с фабрики.
0 ч. 30 м. В режиссерской комнате идет «летучка». Обсуждается законченный рабочий день и намечаются планы на завтрашний. — Завтра у нас съемки с 12 ночи. Мы отстали на один день, завтра надо будет снять 10 планов.

Обсудив и записав с ассистентом и помрежами план завтрашнего дня в тетрадь, режиссер встает.

0 ч. 50 м. День окончен1.

Примечания

1. Печатается по: Искусство кино. 1936, № 1. С. 42—44.

 
  Главная Об авторе Обратная связь Ресурсы

© 2006—2024 Любовь Орлова.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.


Яндекс.Метрика